О направлении новой редакции МУ «К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества»

Федеральная налоговая служба письмо от 25.01.2008 № СК-6-09/49
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба направляет новую редакцию Методических указаний "К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества" (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634), подготовленную с учетом:

изменений, направленных письмом ФНС России от 14.01.2008 N СК-6-09/15;

внесения изменений в пункты 3 и 8 данных Методических указаний, в связи с запросами территориальных налоговых органов по вопросам о постановке на учет муниципального образования в качестве собственника на основании поступающих от учреждений юстиции сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об учете организаций, уплачивающих регулярные платежи за пользование недрами в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
К.В.СЕДОВ

Приложение
к письму
Федеральной налоговой службы
от 25.01.2008 N СК-6-09/49

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ "К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ
ОРГАНИЗАЦИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА"

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Состав показателей, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, в налоговые органы и включаемых в ЕГРН, определен в разделе VII части I приложения "Перечень сведений, включаемых в ЕГРН" к Правилам ведения ЕГРН (далее - приложение к Правилам ведения ЕГРН), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Примечание.

Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847).

В соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1. К вопросу о постановке на учет организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определены участники земельных отношений. Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса установлены следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного пользования подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Примечание.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ, срок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или право аренды продлен до 1 июля 2012 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Земельный кодекс) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им земельных участков только при наличии сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. По вопросу постановки на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации.

Постановка на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации, может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях, представляемых Росрегистрацией в налоговый орган по месту ее нахождения (далее - уполномоченный налоговый орган).

Для этого налоговый орган по месту нахождения Росрегистрации направляет полученные сведения в Управления ФНС России тех субъектов Российской Федерации (далее - Управление), которые указаны в сведениях, представляемых Росрегистрацией, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса (далее - Сведения), не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений от Росрегистрации.

Управление не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Сведений, направляет их в уполномоченный налоговый орган.

Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган:

по месту нахождения организации (обособленного подразделения), на территории субъекта Российской Федерации, указанного в Сведениях;

по месту фактического нахождения недвижимого имущества, на территории субъекта Российской Федерации, указанного в Сведениях.

Выбор уполномоченного налогового органа осуществляется соответствующим Управлением ФНС России с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, наилучшей оснащенностью (материально-технической и кадровой) налогового органа для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленностью налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества и др.

3. К вопросу о постановке на учет муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в качестве собственника на основании поступающих от учреждений юстиции сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями статей 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 122-ФЗ участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Пунктом 5 статьи 83 Кодекса установлено, что постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса российской организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит указание на правообладателя - муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российскую Федерацию, постановка на учет муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в качестве собственника недвижимого имущества в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимости не осуществляется.

Если же объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации или Российской Федерации, переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение организации, то такая организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества.

4. О постановке на учет в налоговом органе налогоплательщиков по месту нахождения имущества, которое является предметом договора финансовой аренды (лизинга).

Пунктом 2 статьи 84 Кодекса установлено, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

В Приложении к Правилам ведения ЕГРН содержится Перечень сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков, которые представляются органами, учреждениями, организациями в налоговые органы, в том числе и сведения о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Примечание.

Приказ МВД РФ от 27.11.2003 N 59 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, которым утверждены новые Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

В соответствии с пунктом 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.11.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом (лизингодателем) и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу (лизингополучателю) во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (п. 52 Правил).

Из вышеизложенного следует, что постановке на учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств подлежит та организация или физическое лицо, на чье имя выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.

5. К вопросу о порядке постановки на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, зарегистрированных до 2004 года.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в соответствии с законами Российской Федерации учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции.

Согласно подпункту "н" пункта 1.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", регистрационные подразделения выдают справки (выписки из реестров) о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах (номерных агрегатах) и их собственниках.

Если после 01.01.2004 в налоговый орган поступили заявления от организаций о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств, зарегистрированных до 01.01.2004, налоговому органу целесообразно не производить отказ в приеме от организации заявления о постановке на учет. Вместе с тем постановка на учет осуществляется на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами.

Таким образом, налоговому органу рекомендуется обратиться с запросом о представлении сведений о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, независимо от того, имелись ли до 01.01.2004 в налоговом органе сведения об объектах недвижимого имущества или транспортных средствах, принадлежащих организации.

При этом в запросе должно быть отмечено, что сведения представляются в объеме, определенном в соответствии с разделами VII и VIII части I приложения к Правилам ведения ЕГРН.

При получении от регистрирующих органов, в адрес которых был направлен запрос, сведений о праве собственности на недвижимое имущество и (или) сведений о праве собственности на транспортное средство налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса. Штрафные санкции к организациям, не представившим заявление для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, не применяются.

6. По вопросу постановки на учет (учете) организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с пунктом 9.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае регистрации организацией недвижимого имущества до 01.01.1999, организация должна была подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года.

Постановка на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, права собственности на которые не были зарегистрированы в учреждениях Минюста России, осуществлялась в случае подачи указанного заявления и документов, указанных в статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ, в соответствующих налоговых органах в установленном порядке.

Таким образом, организации, подавшие указанное заявление о постановке на учет, были поставлены на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, в установленном порядке, независимо от того, было ли зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество в учреждениях Минюста России.

При возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество организации (далее - налог на имущество) по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, права собственности на которые не были зарегистрированы в учреждениях Минюста России, и не состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения указанного недвижимого имущества, осуществляется учет организации.

В данном случае учет организации в налоговом органе осуществляется на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате налога на имущество (в т.ч. землю), приобретенного до 01.01.1998, права собственности на которое не были зарегистрированы в учреждениях Минюста России (в произвольной форме) (код документа - 2702, справочник СДУНО).

В целях осуществления учета организации по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, права собственности на которые не зарегистрированы в учреждениях Минюста России, в справочник "Причины постановки на учет налогоплательщиков - организаций в налоговых органах" (СППУНО) введен новый код "39" - "Учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества".

При этом налоговый орган вправе запросить у организации копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика - организации, выданного налоговым органом по месту ее нахождения.

Налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, право на которое не зарегистрировано в учреждениях Минюста России, обязан не позднее следующего рабочего дня после учета направить сведения о факте учета организации с указанием присвоенного кода причины постановки на учет и даты учета по каналам связи в виде текстового файла ЕГРН в электронном виде в налоговый орган по месту нахождения организации. В случае отсутствия возможности направления сведений в электронном виде, направить письмо в произвольной форме в те же сроки.

Организации выдается (направляется) письмо в произвольном виде о факте ее учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, право на которое не зарегистрировано в учреждениях Минюста России, с указанием присвоенного кода причины постановки на учет.

Учет организации осуществляется по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества (в т.ч. земли), приобретенного до 01.01.1998, права собственности на которое не были зарегистрированы в учреждениях Минюста России, независимо от наличия в данном налоговом органе постановок на учет организации как по месту ее нахождения, так и по иным основаниям, установленным Кодексом.

Для случая прекращения учета в налоговом органе организации по месту нахождения недвижимого имущества в справочник "Причины снятия с учета налогоплательщиков - организаций в налоговых органах" (СПСУНО) введен новый код - "87" - "Прекращение учета в налоговом органе организации по месту нахождения недвижимого имущества".

Налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества обязан проинформировать по каналам связи в электронном виде налоговый орган по месту нахождения организации о факте прекращения ее учета.

Замена кода "41", ранее присвоенного организации по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998, на код "39" будет производиться в соответствии с дополнительными указаниями ФНС России.

Сведения об учете организации по месту нахождения имущества с кодом "39" и "87" в установленном порядке передаются на вышестоящий уровень для включения в базы данных регионального и федерального уровней.

При поступлении сведений о государственной регистрации соответствующих прав на указанное выше недвижимое имущество от органов Росрегистрации постановка на учет по данному основанию осуществляется в установленном порядке. При этом производится прекращение учета сведений по указанному имуществу с применением кода "87" (СПСУНО).

7. К вопросу о постановке на учет (учете) организации по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Согласно абзацу 5 статьи 83 Кодекса с 01.01.2004 на основании сведений, поступивших в налоговый орган от органов, поименованных в пункте 4 статьи 85 Кодекса, подлежат постановке на учет организации, которым недвижимое имущество принадлежит как на праве собственности, так и на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

По сведениям, имеющимся в налоговом органе до 01.01.2004 в отношении организаций, которым недвижимое имущество принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, постановка на учет не осуществляется.

В случае если у организации возникает обязанность по уплате налога на имущество в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 01.01.2004 и не состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества, следует осуществлять учет такой организации с применением кода "39" СППУНО - "Учет организации по месту нахождения недвижимого имущества" с учетом рекомендаций, изложенных в пункте 6 настоящих методических указаний.

Учет организации в налоговом органе ведется на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в т.ч. земли), зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 01.01.2004 (в произвольной форме). Код документа, являющегося основанием для учета сведений: 2704 (справочник СДУНО).

8. Учет организации в случае возникновения у нее обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом отсутствуют основания для постановки на учет в налоговом органе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Вместе с тем у организаций могут возникать обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом отсутствовать основания для постановки на учет в налоговом органе, установленные Кодексом.

При возникновении обязанности у организации по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в случае отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет налоговые органы по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов осуществляют учет организации.

В данном случае учет организации в налоговом органе ведется на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате отдельных видов налогов и сборов, при отсутствии у организации на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных Кодексом (в произвольной форме) (код документа - 2801, справочник СДУНО). При этом налоговый орган вправе запросить у организации копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика - организации, выданного налоговым органом по месту ее нахождения.

При учете в налоговом органе организации по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов используется идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации в налоговом органе по месту ее нахождения, но при этом присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет. Согласно СППУНО, таким кодом является код "41" - "Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет".

Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации, а также самой организации письмо в произвольной форме о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет.

При утрате организацией обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов налоговый орган вправе самостоятельно принять решение о прекращении учета этой организации. В этом случае применяется код причины снятия с учета "31" - "Прекращение учета в налоговом органе организации при утрате у нее обязанности по уплате отдельных видов налогов в случае, когда у организации на территории данного налогового органа отсутствовали основания для постановки на учет" СПСУНО.

При этом уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации не выдается.

Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан проинформировать налоговый орган по месту нахождения организации о факте прекращения ее учета в связи с утратой организацией обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов.

В качестве примера приводятся отдельные случаи применения кода причины постановки на учет "41":

Примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо ФНС России N СК-6-09/721 издано 19.09.2007, а не 18.09.2007.

1. Учет сведений об организации в налоговых органах по месту уплаты сбора за пользование объектами животного мира (письмо ФНС России от 18.09.2007 N СК-6-09/721 "Об учете плательщиков сборов за пользование объектами животного мира").

2. Учет сведений об организации по месту нахождения недвижимого имущества, в случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации прав на указанное имущество.

В случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество при возникновении у организации обязанности по уплате соответствующих налогов на указанное имущество в целях учета организации по месту нахождения указанного недвижимого имущества представляется возможным в качестве основания ее учета использовать письмо (заявление) организации о ее обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, при отсутствии у организации на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных Кодексом (в произвольной форме) (код документа - 2801, справочник СДУНО) с представлением документов, подтверждающих факт подачи документов на государственную регистрацию прав.

При поступлении сведений о государственной регистрации соответствующих прав на указанное выше недвижимое имущество от органов Росрегистрации постановка на учет по данному основанию осуществляется в установленном порядке.

3. Учет организации, уплачивающей регулярные платежи за пользование недрами, в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

9. По вопросу постановки на учет организации по месту нахождения протяженного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории одного субъекта Российской Федерации.

Постановка на учет организации по месту нахождения протяженного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории одного субъекта Российской Федерации и проходящего по территориям, подведомственным разным налоговым органам данного субъекта Российской Федерации (далее - протяженный объект недвижимого имущества), осуществляется в одном из налоговых органов этого субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный налоговый орган) на основании сведений, представленных территориальным органом Росрегистрации в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса (далее - Сведения), в налоговый орган по месту его нахождения.

Для этого налоговый орган по месту нахождения территориального органа Росрегистрации, зарегистрировавшего права на протяженный объект недвижимого имущества, направляет полученные сведения в Управление ФНС России субъекта Российской Федерации (далее - Управление), которое указано в сведениях, представляемых территориальным органом Росрегистрации, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений от территориального органа Росрегистрации.

Управление не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Сведений, направляет их в уполномоченный налоговый орган.

Порядок выбора уполномоченного налогового органа приведен в пункте 2 настоящих Методических указаний.

Перечень писем МНС (ФНС) России, отменяемых в связи с направлением настоящих Методических указаний:

1. Письмо МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410 "Об учете в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет, предусмотренных п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации";

2. Письмо МНС России от 25.05.2004 N 09-0-10/2162 "О постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации";

3. Письмо МНС России от 04.06.2004 N 09-0-10/2376 "О постановке на учет организации по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств";

4. Письмо ФНС России от 20.09.2005 N ВЕ-6-09/781 "О постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.1998".