1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1493

<О налогообложении средств, полученных на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи на бытовое обустройство>

Министерство финансов РФ письмо от 22.05.2013 № 03-11-10/18194

В 2012 г. в результате победы в конкурсе на счета крестьянских (фермерских) хозяйств были перечислены денежные средства в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на развитие семейных животноводческих ферм. Гранты были получены в конце 2012 г. и не могли быть использованы до конца этого года.
1. Правомерно ли считать перечисленные денежные средства источником целевого финансирования в виде грантов для целей исчисления ЕСХН? Каков порядок учета указанных денежных средств? 2. Облагаются ли такие денежные средства НДФЛ? 3. Каков порядок обложения страховыми взносами доходов работников КФХ?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел обращение по вопросу налогообложения средств, полученных на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи на бытовое обустройство и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.1 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорцио­нально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и подразделом «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» разд. VI Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446, для повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2012 г. осуществлялись меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров осуществлялась посредством предоставления грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников — средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исходя из этого, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на его создание, и единовременная помощь на его бытовое обустройство должны отражаться в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса.

2. В соответствии с п. 14.1 ст. 217 Кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 02.10.2012 № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2012 № 161-ФЗ установлено, что положения п. 14.1 ст. 217 Кодекса применяются в отношении грантов, полученных после 1 января 2012 г.

3. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также с предложениями по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, следует обращаться в Минтруд России.

Заместитель директора Департамента налоговой 
и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН