О порядке учета в целях налогообложения расходов на капитальное строительство

Министерство финансов РФ письмо от 14.12.2011 № 03-03-06/1/823
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация (ООО) оказывает услуги склада временного хранения участникам внешнеэкономической деятельности при хранении товара, находящегося под таможенным контролем. Для оказания данных услуг требуются площади для размещения грузового автотранспорта.

В 2010 г. с целью расширения территории под стоянку грузового автотранспорта организация приобрела земельные участки у юридического лица с разрешенными видами использования «техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», «под автостоянку с вышкой» и «под погрузо-разгрузочные работы». Частично или полностью предыдущими собственниками эти участки были заасфальтированы, то есть имеют площадь с твердым покрытием. Какие-либо документы, подтверждающие проведение данных работ предыдущими собственниками или арендаторами, отсутствуют. Организация учитывает в качестве основных средств только земельные участки, которые не относятся к амортизируемому имуществу.

Данные заасфальтированные площади частично требуют капитального ремонта, а частично текущего ремонта. Каким образом расходы по капитальному ремонту могут быть учтены в целях бухучета и исчисления налога на прибыль? Правомерно ли учитывать расходы по текущему ремонту существующих площадей в целях исчисления налога на прибыль?

Часть земельного участка с целью увеличений площади под автостоянку была заасфальтирована ООО, на другой части участка было положено только щебеночное основание.

Каким образом данные расходы могут быть учтены в целях бухучета, а также при исчислении налога на прибыль и налога на имущество организаций?

Необходимо ли включать указанные площади в состав амортизируемого имущества как отдельные объекты основных средств (производственные площадки с твердым покрытием)? Может ли организация в данном случае учесть сумму начисленной амортизации для целей налогового учета? Требуется ли обязательная госрегистрация данных объектов недвижимости?

На имеющейся у организации территории (частично в собственности, а частично арендованной) были построены подъездные дороги с твердым покрытием.

Требуется ли обязательная госрегистрация данных дорог в качестве объектов недвижимости? Может ли организация путем начисления амортизации учесть затраты на строительство дорог в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения расходов на капитальное строительство и текущий ремонт покрытия площадки для размещения грузового транспорта и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 Кодекса расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в порядке, установленном ст. 260 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) относятся в том числе площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные).

В соответствии с п. 9 ст. 258 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 Кодекса, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

При этом согласно п. 11 ст. 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Учитывая изложенное, амортизация основного средства, права на которое подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав.

Вопрос необходимости регистрации прав на недвижимое имущество, а именно производственную площадку для стоянки грузового транспорта, не относится к компетенции Департамента. По этому вопросу рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России.

По вопросу налогообложения налогом на имущество сообщаем, что в соответствии со ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, в соответствии с которым активы принимаются к бухгалтерскому учету в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160) определено, что долгосрочные инвестиции связаны, в частности, с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем - строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию.

Затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства с балансового счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» зачисляются в состав основных средств при вводе объектов в эксплуатацию. Учтенные в составе основных средств законченные капитальным строительством объекты основных средств подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин