1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 866

<Об учете для целей ЕСХН средств, полученных индивидуальным предпринимателем или организацией на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, на развитие семейных животноводческих ферм, а также единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств>

Министерство финансов РФ письмо от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел письмо и сообщает следующее.

Разделом VIII.1 «Специальные налоговые режимы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрен специальный налоговый режим, направленный на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, — единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 Кодекса). Переход налогоплательщиков, которыми могут быть как индивидуальные предприниматели так и организации, на применение данного специального налогового режима предусматривает их освобождение от уплаты ряда налогов. В отношении налоговой базы, которой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, установлена налоговая ставка в размере 6%. Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Согласно п. 1 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики, перешедшие на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Учитывая изложенное, средства, полученные индивидуальным предпринимателем или организацией, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и на развитие семейных животноводческих ферм, не являются грантами в целях ст. 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.1 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорцио-нально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяй-

ственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного само-управления.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и подразделом «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» разд. VI Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446, для повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2012 г. осуществлялись меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров осуществлялась посредством предоставления грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников — средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, на его создание, и единовременная помощь на его бытовое обустройство должны отражаться в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса.

Вместе с тем в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за разъяснениями по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также с предложения-ми по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, следует обращаться в Минтруд России.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики И.В. ТРУНИН