1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1219

О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ

Федеральная антимонопольная служба письмо от 20.05.2013 № АК/19504

В соответствии с пунктом 28 Плана оказания методической помощи территориальным органам в 2013 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.03.2013 № 169/13, а также в связи с вступ­лением в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФАС России сообщает.

1. 14 мая 2013 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из перечня внесенных изменений целесообразно выделить следующие.

Указанным законом в перечень технических средств стабильного территориального размещения, с использованием которых возможно распространение наружной рекламы, включено проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование.

В части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» исключается положение о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. И вводится норма, устанавливающая, что предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуа­тацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рек­ламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, определяются субъектом Российской Федерации, однако они могут быть не менее чем пять лет и не более чем десять лет.

При этом конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.

Кроме того, статья 19 Федерального закона «О рекламе» дополняется частью 5.8, в соответствии с которой органы местного самоуп­равления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конст­рукций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» после утверждения схем размещения рекламных конструкций, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, проводятся органом государственной власти, органом местного самоуп­равления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 01.01.2014. Соответственно, с 1 ­января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только на те места, которые указаны в схеме.

Кроме того, разрешение на установку рекламной конструкции, предусмотренное статьей 19 Федерального закона «О рекламе», в новой редакции указанной статьи имеет наименование «разрешение на установку и эксплуатацию рек­ламной конструкции».

Также пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», содержащей перечень оснований, по которым орган местного самоуправления принимает решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рек­ламной конструкции, дополнен положением, устанавливающим, что органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Часть 17 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» закрепила порядок выдачи органом местного самоуправления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Также статья 19 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 20.1, предусматривающей порядок выплаты компенсации владельцу рекламной конструкции в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и раз­решение на установку и эксплуатацию ­такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, преду­смотренному пунктом 3 части 20 статьи 19 ­Федерального закона «О рекламе».

Изменена редакция статьи 21 Федерального закона «О рекламе», новая редакция указанной части предусматривает, что владелец рек­ламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Также статья 19 Федерального закона «О рекламе» дополнена частями 21.1 — 21.3, устанавливающими порядок демонтажа рекламной конструкции в случаях, если владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции в установленный срок или владелец рекламной конструкции неизвестен; если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рек­ламная конструкция, не выполнил в установленный срок указанную в части 21 цитируемой статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен.

В новой редакции части 22 статьи 19 Федерального закона «О рек­ламе» установлено, что решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.

Положение части 23 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», устанавливающее, на какие объекты не распространяются требования данной статьи в части получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, дополнительно уточнено. Так, указанные требования не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособ­ слений, предназначенных только для размещения рекламы).

Также обращаем внимание территориальных органов, что Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», регулирующей порядок распространения рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, в новой редакции части 2 данной статьи приведен один из видов использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций — переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» дополнена нормами, возлагающими ответственность на рекламодателя за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 (распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения), частями 2 и 6 статьи 20 (использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций и распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств соответственно).

Также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, в частности:

— в статьи 14.37, 14.38 в том числе в части повышения административного штрафа за нарушение требований к установке и (или) эксплуа­тации рекламной конструкции и использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции;

— полномочие по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.38, передано в ведение судов, арбитражных судов и, соответственно, исключено из полномочий ФАС России.

2. 9 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в часть 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Новая редакция указанной статьи устанавливает, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.

А. Кашеваров