О признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от выполнения строительно-монтажных работ

Министерство финансов РФ письмо от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014
| официальная переписка | печать

Вопрос: На основании договоров строительного подряда ООО осуществляет выполнение строительно-монтажных работ длительностью более одного налогового периода.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда», утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н (ПБУ 2/2008), в бухгалтерском учете доход от выполнения данных работ определяется ООО исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору в целом.

При этом расчетная величина общих расходов по договору представляет собой объем предполагаемых (планируемых) расходов на выполнение работ, т.е. является величиной приблизительной (определяемой внутренними планами самого налогоплательщика), а не фактической.

Возможно ли по СМР длительностью более одного налогового периода определять для целей налогообложения налогом на прибыль доход исходя из доли фактически понесенных на отчетную дату расходов в расчетной (предполагаемой) величине общих расходов по договору в целом - одним из способов определения дохода, предусмотренных ПБУ 2/2008 для целей бухгалтерского учета?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от выполнения строительно-монтажных работ длительностью более одного налогового периода и сообщает следующее.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен в ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, по мнению Департамента, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию может распределяться налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин