Об электронных документах, подписанных электронной подписью

Министерство финансов РФ письмо от 25.12.2012 № 03-03-06/2/139
| официальная переписка | печать

Вопрос: Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающим в силу с 1 января 2013 г., установлено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (далее - ЭП).

С 1 июля 2013 г. порядок применения электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок и юридически значимых действий будет регулироваться Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ), согласно которому электронный документ, подписанный усиленной ЭП, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ).

Усиленная ЭП, в свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ).

Неквалифицированная ЭП формируется в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи, позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт изменения электронного документа после его подписания. Квалифицированная ЭП по характеристикам аналогична неквалифицированной ЭП, но она используется только с сертификатом ключа проверки ЭП, созданным аккредитованным удостоверяющим центром.

С 1 июля 2013 г. организация будет формировать электронные документы, заверяемые усиленной неквалифицированной ЭП. В договорах, заключаемых организацией, в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ сторонами будет установлено, что документ, подписанный усиленной неквалифицированной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Будут ли с 1 июля 2013 г. электронные документы (в том числе документы, подтверждающие заключение сделки), подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаваться документами, подтверждающими полученные доходы/понесенные расходы для целей налога на прибыль и равнозначными первичным документам, оформленным на бумажном носителе, заверенным подписями уполномоченных лиц и печатью организации?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об электронных документах, подписанных электронной подписью, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Кодексом не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, по мнению Департамента, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин