Об учете в целях применения УСН субсидий из бюджетов бюджетной системы, предоставляемых некоммерческим организациям

Министерство финансов РФ письмо от 09.11.2012 № 03-03-06/4/106
| официальная переписка | печать

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан ежегодно получают субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, произведенных в соответствующем году на приобретение имущества общего пользования, а также затрат, произведенных на выполнение определенного вида работ.

Приобретенное некоммерческим объединением за счет целевых взносов имущество общего пользования, а также результаты выполненных работ, в соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются общей собственностью членов такого объединения. Имущество общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ, создается и приобретается исключительно за счет целевых взносов.

Субсидии подлежат распределению между членами такого объединения, вносившими целевые взносы на приобретение (создание) этого имущества.

Подлежат ли включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения?


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях применения упрощенной системы налогообложения субсидий из бюджетов бюджетной системы, предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям. Кроме того, в соответствии с п. 2 указанной статьи в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, БК РФ не устанавливает ограничений для предоставления субсидий из бюджета некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений).

Порядок учета в целях применения упрощенной системы налогообложения указанных субсидий зависит от организационно-правовых форм некоммерческих организаций - получателей субсидий, целей их создания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН