1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать

<О применении НДС в отношении услуг по расчету заработной платы>

Министерство финансов РФ письмо от 24.07.2012 № 03-07-08/213

Вопрос: Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на острове Мэн и не имеющая на территории РФ представительств и филиалов, по договорам оказывает российским заказчикам услуги по расчету зарплаты.

В целях исполнения основных договоров ЗАО в рамках субподрядных отношений оказывает по договору возмездного оказания услуг с иностранной организацией услуги по расчету зарплаты в пользу российских заказчиков иностранной организации.

Является ли Российская Федерация местом реализации услуг по договору между иностранной организацией (заказчиком) и ЗАО (исполнителем), а также по основным договорам между иностранной организацией (исполнителем) и российскими организациями (заказчиками) для целей исчисления НДС?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по расчету заработной платы, оказываемых по договорам между российскими организациями и иностранной организацией, не имеющей представительств на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Кодекса место реализации бухгалтерских и консультационных услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, приобретающей такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги осуществляются через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации услуг по расчету заработной платы, оказываемых российской организацией по договору с иностранной организацией, зарегистрированной на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается и такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Соответственно, в случае если указанные услуги оказываются иностранной организацией российским организациям, то местом их реализации признается территория Российской Федерации и эти услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Учитывая изложенное, российские организации, приобретающие у иностранного лица услуги по расчету заработной платы, являются налоговыми агентами, обязанными исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость. При этом указанные организации, уплатившие в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеют право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 и 174 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин