О НДС при определении предельного размера платы, взимаемой операторами технического осмотра

Министерство финансов РФ письмо от 05.04.2012 № 03-07-11/101
| официальная переписка | печать

Вопрос: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российский Союз Автостраховщиков (далее - РСА) осуществляет контроль за деятельностью операторов технического осмотра.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 170-ФЗ основанием для проведения выездной проверки оператора технического осмотра может являться поступившее в РСА заявление гражданина, юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра, а также о нарушении, связанном с превышением предельного размера платы за проведение технического осмотра.

При расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ руководствуются Методикой расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной Приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 642-а.

Каков порядок налогообложения НДС услуг по проведению техосмотра? Необходимо ли исчислить НДС при определении предельного размера платы за проведение технического осмотра?

Ответ:

В связи с письмом по вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость при определении предельного размера платы, взимаемой операторами технического осмотра за проведение технического осмотра транспортных средств, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно п. 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (далее - Правила) размер платы за проведение технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливается оператором технического осмотра и не может превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам. Поэтому вопрос определения предельного размера данной платы к компетенции Минфина России не относится.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 17.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2012 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно ст. 1 Закона под операторами технического осмотра понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

На основании п. 7 ст. 32 Закона с 1 января 2012 г. организации, которые на день вступления в силу Закона прошли в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России, до 1 января 2014 г. вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра. При этом указанные организации должны пройти аккредитацию в соответствии с Законом до 1 января 2014 г.

В связи с указанными нормами Закона до 1 января 2014 г. услуги по проведению технического осмотра будут оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра, а также организации, указанные в п. 7 ст. 32 Закона, то есть организации, не аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

Учитывая изложенное, налогом на добавленную стоимость не облагаются услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, прошедшими соответствующую аккредитацию.

Что касается указанных услуг, оказываемых организациями, не прошедшими аккредитацию, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В связи с этим размер платы за услуги по проведению технического осмотра транспортных средств, устанавливаемый в соответствии с вышеуказанным п. 7 Правил, должен устанавливаться с учетом необходимости уплаты налога на добавленную стоимость организациями, не аккредитованными в установленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. Трунин