1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1420

<О порядке формирования резервов банков>

Министерство финансов РФ письмо от 22.03.2012 № 03-03-06/2/27

Вопрос: О порядке формирования банками резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности по начисленным процентам по долговым обязательствам и об отсутствии оснований для его формирования в отношении задолженности по уплате банку суммы возмещения ущерба, присужденной судом к получению с виновных лиц; о признании дебиторской задолженности в виде суммы взыскиваемого ущерба в составе безнадежных долгов в случае вынесения постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также об учете данной задолженности; о формировании банками резервов на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности для целей налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу о порядке формирования резервов банков в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При этом п. 3 ст. 266 НК РФ предусмотрено, что банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Учитывая изложенное, банки вправе, помимо задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, формировать резерв по сомнительным долгам в отношении задолженности по начисленным процентам по долговым обязательствам.

При этом сумма создаваемого банками резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.

Что касается задолженности по уплате банку суммы возмещения ущерба, присужденной судом к получению с виновных лиц, то указанная задолженность не является задолженностью, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг или неуплатой процентов по долговым обязательствам, в связи с чем формирование банком резерва по сомнительным долгам в отношении такой задолженности ст. 266 НК РФ не предусмотрено.

Также сообщаем, что в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», дебиторская задолженность в виде суммы взыскиваемого ущерба может быть признана безнадежной в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 266 НК РФ, и учтена в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

По вопросу о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - резервы на возможные потери по ссудам) сообщаем следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 292 НК РФ банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по ссудам в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 НК РФ.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России 26.03.2004 № 254-П.

Учитывая изложенное, по вопросу о правомерности формирования резервов на возможные потери по ссудам в отношении задолженности, возникшей в связи с недобросовестными действиями работников по выдаче кредита, подлежащей взысканию с виновных лиц на основании решения суда, вступившего в законную силу, следует обратиться в Банк России.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. Трунин