1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 803

<Налоговый учет премий и скидок>

Министерство финансов РФ письмо от 15.09.2005 № 03-03-04/1/190
Вопрос: В соответствии с изменениями части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, с01.01.2006 к внереализационным расходам согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

1. Положения подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (в редакции Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ) распространяются только на премии, выплачиваемые продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, или в качестве внереализационного расхода необходимо также отражать величину скидки в виде снижения цены товара, предоставленной продавцом покупателю?

2. В случае если скидка в виде снижения цены товара является внереализационным расходом продавца, возникает ли налогооблагаемый доход на сумму скидки у покупателя, в том числе у покупателя-нерезидента? Должен ли в последнем случае (при предоставлении скидки нерезиденту) продавец удержать налог на доходы с нерезидента?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета в целях налогообложения прибыли скидок, предоставленных покупателям, в налоговой базе продавца и покупателя и сообщает следующее.

При рассмотрении данного вопроса скидки следует разделить на две группы.

Во-первых, продавец может предоставить скидки путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.

В таком случае следует учитывать, что ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.

В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей. Кроме того, в соответствии со ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организация-продавец должна внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, заполняемой в отношении тех периодов, в которые произошла реализация ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом следует учитывать положения ст. 40 части первой Кодекса.

Во-вторых, продавец может предоставить скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара.

В таком случае организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров. Такая скидка на основании ст. 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премия, выплаченная продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса сумма скидки или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» определяет, что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик-продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.

Что касается отражения в налоговой базе по налогу на прибыль покупателя скидки, предоставленной ему путем пересмотра цены товара, сообщаем, что у данного налогоплательщика, в том числе иностранной организации, налогооблагаемого дохода не возникает.

В том случае если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии сп. 8 ст. 250 Кодекса. Данное положение распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 г., так и после.

Заместитель директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. Иванеев