1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 2342

<О пользовании арендованным имуществом при смене арендодателя>

Министерство финансов РФ письмо от 05.08.2011 № 03-03-06/4/90

Вопрос: Арендодатель-1 заключил с арендатором дополнительное соглашение N 1 к договору аренды недвижимого имущества (далее - договор) о зачете произведенных арендатором затрат на капитальный ремонт путем ежемесячного равномерного уменьшения суммы арендных платежей.

Арендатор представил арендодателю-1 все первичные документы, подтверждающие произведенные затраты (акты выполненных работ, договор подряда, лицензию, платежные и прочие документы), и отразил данную операцию в учете согласно действующему законодательству.

Арендодатель-1 принял затраты арендатора и ежемесячно подписывал акты взаимозачета, согласно которым арендные платежи уменьшались за счет произведенных затрат на капитальный ремонт.

Через 3 месяца произошла смена арендодателя по договору и было заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому к новому арендодателю (арендодатель-2) перешли все права и требования по первоначальному договору, в том числе и по зачету произведенных арендатором затрат в счет уменьшения суммы ежемесячных арендных платежей.

У арендодателя-2 помимо договора, дополнительных соглашений имеются также:

- письмо-расчет арендодателя-1 с указанием оставшейся суммы затрат, не зачтенной арендодателем-1 и передаваемой арендодателю-2, для учета и дальнейшего зачета в уменьшение арендных платежей арендатору;

- комплект первичных документов, полученных от арендатора и подтверждающих произведенные им затраты (акты выполненных работ, договор подряда, лицензия, платежные и прочие документы);

- распорядительные и прочие документы за весь период действия договора до момента смены арендодателя.

Имеет ли право арендодатель-2 учесть в расходах при исчислении налога на прибыль затраты на капитальный ремонт, не учтенные и переданные арендодателем-1?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. За ответом на поставленный вопрос следует обращаться в аудиторские организации.

Одновременно сообщаем, что для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение собственника имущества не является основанием для изменения договора аренды.

Таким образом, при смене арендодателя арендатор в течение оставшегося срока действия договора может пользоваться арендованным имуществом на основании и на условиях ранее заключенного договора. При этом все права и обязанности арендодателя, в том числе и по зачету произведенных арендатором затрат в счет уменьшения суммы ежемесячных арендных платежей, переходят к новому арендодателю.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В. РАЗГУЛИН