О внесении дополнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» (в части защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях)

Законопроект
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Минтруд России
| законопроекты | печать

Статья 1

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:

«Статья 9.1. Сообщения о коррупционных правонарушениях и меры защиты сообщивших лиц

1. Лицо, располагающее информацией о коррупционном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, сообщает об этом представителю нанимателя (работодателю), органам прокуратуры либо правоохранительным органам.

2. Представитель нанимателя (работодатель), органы прокуратуры либо правоохранительные органы обязаны принять меры по поступившему сообщению о коррупционном правонарушении в установленном законом порядке.

3. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, осуществляется путем:

1) обеспечения конфиденциальности сведений о лице, сообщившем о коррупционном правонарушении, и сведений, содержащихся в сообщении;

2) оказания бесплатной юридической помощи;

3) защиты от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, в рамках исполнения им должностных (трудовых) обязанностей, осуществления полномочий.

Установленные настоящей статьей меры защиты не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Предусмотренное частью 3 настоящей статьи содействие в противодействии коррупции включает:

1) сообщение о дополнительных значимых фактах совершения коррупционного правонарушения;

2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, за которое предусмотрена уголовная или административная ответственность;

3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, за которое предусмотрена уголовная или административная ответственность.

5. Сведения, содержащиеся в сообщении о коррупционном правонарушении, и информация о лице, его предоставившем, относятся к конфиденциальной информации, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Конфиденциальность сведений обеспечивается представителем нанимателя (работодателем), уполномоченными им должностными лицами, а также лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, адвокатами и иными лицами, которым стали известны указанные сведения. Персональные данные лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, могут быть обнародованы только с его согласия. Неправомерное разглашение указанной информации влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи, указанные в статье 15 Федерального закона от 21 ноября  2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь лицам, располагающим информацией о коррупционном правонарушении, в случае обращения к ним в целях подготовки сообщения о коррупционном правонарушении, а также в случаях ущемления прав и законных интересов этих лиц в связи с таким сообщением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

7.  В отношении лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, не допускается совершение действий, направленных на ущемление их прав и законных интересов, в связи с сообщением ими о коррупционных правонарушениях, включая режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для данного лица отличается от служебного распорядка государственного органа, органа местного самоуправления, трудового распорядка организации), порядок и условия предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, условия оплаты труда (надбавки, премии и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), показатели результативности профессиональной служебной деятельности данного лица и связанные с ними условия оплаты его труда.

Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, может быть уволено, переведено (перемещено) на иную должность по инициативе представителя нанимателя (работодателя), привлечено к дисциплинарной ответственности в случае совершения этим лицом в течение трех лет после указанного сообщения дисциплинарного проступка только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) либо на заседании образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции в случае, когда образование в организации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) не предусмотрено. Типовое положение о коллегиальном органе по противодействию коррупции утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В таком заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) либо образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции может принимать участие прокурор.

Председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) либо образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции обязан представлять соответствующие материалы к заседанию комиссии прокурору не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.

Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) либо образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции в течение трех рабочих дней со дня заседания подписывается членами комиссии либо коллегиального органа, принимавшими участие в заседании, и незамедлительно направляется прокурору.

Если решение комиссии либо коллегиального органа по итогам рассмотрения вопросов, указанных в настоящей статье, содержит рекомендации представителю нанимателя (работодателю) принять решение, которое может привести к ущемлению прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, прокурор своевременно принимает установленные законом меры прокурорского реагирования.

Бремя доказывания того, что действия, принятые в ущерб лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, не зависят от сделанного им сообщения, лежит на представителе нанимателя (работодателе).

8. Меры защиты в отношении лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к лицу, признанному вступившим в законную силу решением суда виновным в клевете либо в заведомо ложном доносе по фактам, изложенным в сообщении.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В.ПУТИН