1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Доносы на коррупционеров станут безопаснее: Минтруд разработал меры защиты

Бесплатная юридическая помощь, обеспечение конфиденциальности сведений, защита от неправомерного увольнения или иного ущемления прав и законных интересов — эти и другие меры защиты предлагается обеспечивать лицам, сообщившим о совершении коррупционного правонарушения. Соответствующие поправки в законодательство содержатся в законопроекте, разработанном Минтрудом России.

На портале www.regu­lation.gov.ru до 22 февраля проходит общественное обсуждение законопроекта «О внесении дополнения в Федеральный закон „О противодействии коррупции“ (в части защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях)». В пояснительной записке к до­кумен­ту указано, что реализация законопроекта имеет целью обеспечение защиты лиц, сообщивших в интересах общества информацию о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, включая государственные корпорации, государственные внебюджетные фонды, государственные предприятия, учреждения, частные предприятия, общественные организации и иные, от негативных пос­ледствий, в частности ущемления их прав и законных интересов, связанных с таким сообщением.

По мнению разработчиков до­кумен­та, законодательное закрепление комплекса мер защиты лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, позволит не допустить его неправомерного преследования, ущемления его прав и законных интересов. К таким мерам, в частности, относятся обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в сообщении, возможность получения бесплатной юридичес­кой помощи, а также защита от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и иных ущемлений прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, в рамках исполнения должностных обязанностей или осуществления полномочий. Также в качестве меры защиты пре­ду­смот­рен особый порядок рассмотрения вопроса о применении дисциплинарных взыс­каний или увольнении лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, и обязательное представление прокурору результатов их рассмотрения.

Перечисленные меры защиты не будут распространяться на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения и подлежащих в связи с этим привлечению к ответственности.

Коррупционные преступления возможны и в частном секторе

К числу коррупционных преступ­лений, помимо «классического» взяточничества (ст. 290—291.2 УК РФ), относятся также злоупотребление полномочиями (ст. 201, 202, 285 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204—204.2 УК РФ) или иное незаконное использование физическим лицом, в том числе от имени или в интересах юридического лица, своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции», далее — Закон № 273‑ФЗ). Стоит подчеркнуть, что коррупционные преступления могут совершаться не только в сфере государственной или муниципальной службы, но и в частном секторе (например, коммерческий подкуп). В связи с этим круг лиц, сообщивших о совершенных преступлениях и нуждающихся в связи с этим в дополнительных мерах защиты, довольно широкий.

Помимо преступлений, влекущих уголовно-правовую ответственность, можно говорить также о правонарушениях коррупционной направленности, за которые нарушителям грозит административная или дисциплинарная ответственность. Перечня составов таких правонарушений в законодательстве нет, но исходя из признаков коррупционных правонарушений, к ним можно отнести, например, ст. 5.45, 19.28 ­КоАП РФ и др.

Персональные данные «доносчика» под защитой

Законопроектом предлагается дополнить Закон № 273‑ФЗ новой ст. 9.1 «Сообщения о коррупционных правонарушениях и меры защиты сообщивших лиц». Ее положения должны будут распространяться на любых лиц, сообщивших о совершенном коррупционном правонарушении представителю нанимателя (работодателю), органам прокуратуры либо правоохранительным органам, кроме тех, на кого эта обязанность возложена законом. К пос­ледним относятся государственные или муниципальные служащие — они обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких‑либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона № 273‑ФЗ).

После получения сообщения о правонарушении представитель нанимателя (работодатель), органы прокуратуры либо правоохранительные органы обязаны будут принять меры по поступившему сообщению в установленном законом порядке, а сообщившее о правонарушении лицо находится под защитой государства (п. 3 ст. 9.1 Закона № 273‑ФЗ в ред. законопроекта). Под защиту также попадут лица, осуществляющие содействие в противодействии коррупции. Понятие содействия включает сообщения о дополнительных значимых фактах совершения коррупционного правонарушения, предоставление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или иное содействие, которое впос­ледствии имело значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, за которое пре­ду­смот­рена уголовная (административная) ответственность.

К мерам защиты перечисленных лиц относятся обеспечение конфиденциальности сведений о них, а также сведений, содержащихся в сообщении, оказание бесплатной юридической помощи, а также защита от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, в рамках исполнения им должностных (трудовых) обязанностей и (или) осуществления полномочий. Конфиденциальность сведений должен обеспечить наниматель (работодатель), уполномоченные им должностные лица, а также лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь, адвокаты и иные лица, которым стали известны указанные сведения. Персональные данные лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, могут быть обнародованы только с его согласия (п. 5 ст. 9.1 Закона № 273‑ФЗ в ред. законопроекта). Бесплатная юридическая помощь пре­ду­смот­рена для лиц, располагающих информацией о коррупционном правонарушении, в целях подготовки сообщения о коррупционном правонарушении, а также в случаях ущемления прав и законных интересов этих лиц в связи с таким сообщением в порядке, пре­ду­смот­ренном Федеральным законом от 21.11.2011 № 324‑ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Увольнение с участием прокурора

Для предотвращения незаконного увольнения или применения мер ответственности к лицам, сообщившим о совершении коррупционного правонарушения, в связи с таким сообщением Минтруд России предлагает пре­ду­смот­реть особую процеду­ру решения вопроса об увольнении и привлечении этих лиц к ответственности. Законопроектом запрещается ущемление прав и законных интересов таких лиц, в частности, касающееся режима служебного времени и времени, порядка и условий предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, условий оплаты труда и т.д.

Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, может быть уволено, переведено (перемещено) на иную должность по инициативе представителя нанимателя (работодателя), привлечено к дисциплинарной ответственности в случае совершения этим лицом в течение трех лет после указанного сообщения дисциплинарного проступка только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттес­тационной комиссии) либо на заседании образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции в случае, когда образование в организации комиссии по соблюде­нию требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) не предусмотрено. В таком заседании может принимать участие прокурор.

Бремя доказывания того, что действия, принятые в ущерб лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, не зависят от сделанного им сообщения, лежит на представителе нанимателя (работодателе).