1. √лавна€ / ƒокументы / —удебные решени€ 
ул. „ерн€ховского, д. 16 125319 ћосква +7 499 152-68-65
Ћоготип
| судебные решени€ | печать | 49

ѕостановление є 32-ѕ

 онституционный —уд –‘ постановление от 31.10.2019 є 32-ѕ

ѕќ ƒ≈Ћ”

ќ ѕ–ќ¬≈– ≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ—“» ѕќЋќ∆≈Ќ»… ѕ”Ќ “ј 5 —“ј“№» 18,

—“ј“≈… 20 » 21 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј Ђќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»…

¬ ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

» ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’

ј “ќ¬ (ѕќЋќ∆≈Ќ»… «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬) –ќ——»…— ќ…

‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј

Ђќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ „ј—“» ѕ≈–¬”ё » ¬“ќ–”ё ЌјЋќ√ќ¬ќ√ќ

 ќƒ≈ —ј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — ѕ≈–≈ƒј„≈… ЌјЋќ√ќ¬џћ

ќ–√јЌјћ ѕќЋЌќћќ„»… ѕќ јƒћ»Ќ»—“–»–ќ¬јЌ»ё —“–ј’ќ¬џ’ ¬«Ќќ—ќ¬

Ќј ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ≈ ѕ≈Ќ—»ќЌЌќ≈, —ќ÷»јЋ№Ќќ≈ » ћ≈ƒ»÷»Ќ— ќ≈

—“–ј’ќ¬јЌ»≈ї, „ј—“» 22 —“ј“№» 26 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј

Ђќ —“–ј’ќ¬џ’ ¬«Ќќ—ј’ ¬ ѕ≈Ќ—»ќЌЌџ… ‘ќЌƒ –ќ——»…— ќ…

‘≈ƒ≈–ј÷»», ‘ќЌƒ —ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ —“–ј’ќ¬јЌ»я –ќ——»…— ќ…

‘≈ƒ≈–ј÷»», ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… ‘ќЌƒ ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ√ќ ћ≈ƒ»÷»Ќ— ќ√ќ

—“–ј’ќ¬јЌ»яї » ѕ”Ќ “ј 6.1 —“ј“№» 78 ЌјЋќ√ќ¬ќ√ќ

 ќƒ≈ —ј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — «јѕ–ќ—ќћ

¬≈–’ќ¬Ќќ√ќ —”ƒј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ¬.ƒ. «орькина, судей  .¬. јрановского, ј.». Ѕойцова, Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, ё.ћ. ƒанилова, Ћ.ћ. ∆арковой, —.ћ.  азанцева, —.ƒ.  н€зева, ј.Ќ.  окотова, Ћ.ќ.  расавчиковой, —.ѕ. ћаврина, Ќ.¬. ћельникова, ё.ƒ. –удкина, ¬.√. ярославцева,

с участием представител€ ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации - судьи ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации ј.√. ѕершутова, полномочного представител€ √осударственной ƒумы в  онституционном —уде –оссийской ‘едерации ћ.ѕ. Ѕеспаловой, представител€ —овета ‘едерации - члена комитета —овета ‘едерации по конституционному законодательству и государственному строительству ».¬. –укавишниковой, полномочного представител€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации в  онституционном —уде –оссийской ‘едерации ћ.¬.  ротова,

руководству€сь статьей 125 (часть 4)  онституции –оссийской ‘едерации, пунктом 3.1 части первой, част€ми третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, стать€ми 36, 74, 86, 101, 102 и 104 ‘едерального конституционного закона Ђќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерацииї,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 ‘едерального закона Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ внесении изменений в части первую и вторую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на об€зательное пенсионное, социальное и медицинское страхованиеї, части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї и пункта 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.

ѕоводом к рассмотрению дела €вилс€ запрос ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации. ќснованием к рассмотрению дела €вилась обнаруживша€с€ неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли  онституции –оссийской ‘едерации оспариваемые за€вителем законоположени€.

«аслушав сообщение судьи-докладчика √.ј. √аджиева, объ€снени€ представителей сторон, выступлени€ приглашенных в заседание представителей: от ‘едеральной налоговой службы - ј.ј. ћатвиенко, от ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации - –.ј. —околова, от ќќќ Ђ√азпромнефть-–азвитиеї - Ћ.Ќ. —тарженецкой, от ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации - ћ.ј. ћельниковой, от √енерального прокурора –оссийской ‘едерации - “.ј. ¬асильевой, исследовав представленные документы и иные материалы,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации

установил:

1. ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации оспаривает конституционность следующих норм ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘« Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ внесении изменений в части первую и вторую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на об€зательное пенсионное, социальное и медицинское страхованиеї:

пункта 5 статьи 18, согласно которому признаетс€ утратившим силу ‘едеральный закон от 24 июл€ 2009 года є 212-‘« Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї;

статьи 20, определ€ющей, что контроль за правильностью исчислени€, полнотой и своевременностью уплаты (перечислени€) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 €нвар€ 2017 года, осуществл€етс€ соответствующими органами ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, ‘онда социального страховани€ –оссийской ‘едерации в пор€дке, действовавшем до дн€ вступлени€ в силу ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘«;

статьи 21, в соответствии с которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 €нвар€ 2017 года, принимаетс€ соответствующими органами ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, ‘онда социального страховани€ –оссийской ‘едерации в течение 10 рабочих дней со дн€ получени€ письменного за€влени€ (за€влени€, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам св€зи) страховател€ о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1); в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставлени€ плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 данной статьи срок исчисл€етс€ со дн€ завершени€ органом ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, органом ‘онда социального страховани€ –оссийской ‘едерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2); решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 €нвар€ 2017 года, принимаетс€ при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 €нвар€ 2017 года (часть 3); на следующий день после прин€ти€ решени€ о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, орган ‘онда социального страховани€ –оссийской ‘едерации направл€ют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).

«а€витель просит проверить конституционность приведенных норм в системной св€зи со следующими законоположени€ми:

частью 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї (утратил силу с 1 €нвар€ 2017 года), предусматривавшей, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации не производитс€ в случае, если по сообщению территориального органа ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации сведени€ об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€;

пунктом 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование не производитс€ в случае, если по сообщению территориального органа управлени€ ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации сведени€ о сумме излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€.

1.1.  ак следует из представленных  онституционному —уду –оссийской ‘едерации материалов, ќќќ Ђ√азпромнефть-–азвитиеї за период 2014 года допустило переплату сумм страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование в размере 2 559 059 рублей 12 копеек. –ешением отделени€ ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации по —анкт-ѕетербургу и Ћенинградской области от 18 июл€ 2017 года обществу было отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.

–ешением јрбитражного суда города —анкт-ѕетербурга и Ћенинградской области от 20 феврал€ 2018 года, оставленным без изменени€ постановлением “ринадцатого арбитражного апелл€ционного суда от 4 июн€ 2018 года и постановлением јрбитражного суда —еверо-«ападного округа от 11 окт€бр€ 2018 года, ќќќ Ђ√азпромнефть-–азвитиеї отказано в удовлетворении за€влени€ о признании незаконным названного решени€ отделени€ ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации. јрбитражные суды, признава€ наличие у общества переплаты по страховым взносам, указали на невозможность возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, поскольку сведени€ о них учтены (разнесены) органом ѕенсионного фонда на индивидуальных счетах застрахованных лиц (работников общества). ¬ ином случае, по мнению арбитражных судов, могут быть ущемлены права и законные интересы граждан.

ќќќ Ђ√азпромнефть-–азвитиеї обратилось в ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации с кассационной жалобой на данные судебные акты. ќпределением судьи ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 20 марта 2019 года кассационна€ жалоба за€вител€ вместе с делом была передана дл€ рассмотрени€ в судебном заседании —удебной коллегии по экономическим спорам ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации.

—удебна€ коллеги€ по экономическим спорам ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации, обнаружив неопределенность в вопросе о соответствии  онституции –оссийской ‘едерации оспариваемых законоположений, определением от 24 апрел€ 2019 года приостановила производство по данному делу в св€зи с необходимостью обращени€ в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации с запросом о проверке конституционности пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘«, части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї и пункта 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.

¬ запросе ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации отмечает, что оспариваемое регулирование лишает плательщика страховых взносов, относ€щихс€ к периодам до 1 €нвар€ 2017 года, возможности распор€дитьс€ своим имуществом - переплатой по страховым взносам в силу одного лишь факта разнесени€ (учета) сведений о них по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц, безотносительно к тому, способен ли возврат излишне уплаченных страховых взносов в действительности привести к нарушению прав и законных интересов данных лиц. ѕо мнению за€вител€, возникает неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли названные нормы стать€м 19, 35 и 55  онституции –оссийской ‘едерации, име€ в виду, что в силу данных конституционных положений в –оссийской ‘едерации как правовом государстве не должно допускатьс€ произвольное лишение частной собственности по основани€м, не имеющим разумного и объективного оправдани€ и не отвечающим требовани€м справедливости.

— учетом этого ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации просит проверить оспариваемые нормы на соответствие  онституции –оссийской ‘едерации в той мере, в какой они создают невозможность возврата излишне уплаченных страховых взносов, сведени€ о которых представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€, при отсутствии указани€ на иной способ распор€жени€ такой переплатой в положени€х ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘« (применительно к периодам до 1 €нвар€ 2017 года).

1.2.  ак следует из статей 74, 101 и 102 ‘едерального конституционного закона Ђќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерацииї,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации по запросам судов провер€ет конституционность оспариваемых нормативных положений в пор€дке конкретного нормоконтрол€ в той части, в какой они подлежат применению в наход€щемс€ в производстве суда деле, и принимает постановление только по предмету, указанному в запросе, оценива€ как буквальный смысл провер€емых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейс€ правоприменительной практикой, а также исход€ из их места в системе правовых норм, не будучи св€занным при прин€тии своего решени€ основани€ми и доводами, изложенными в запросе.

“аким образом, предметом рассмотрени€  онституционного —уда –оссийской ‘едерации по насто€щему делу €вл€ютс€ положени€ пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘«, части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї и пункта 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в той мере, в какой на основании данных законоположений в их взаимосв€зи в системе действующего правового регулировани€ решаетс€ вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование, сведени€ о которых были учтены (разнесены) ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

2. ¬ соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации право частной собственности охран€етс€ законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоватьс€ и распор€жатьс€ им как единолично, так и совместно с другими лицами (стать€ 35, части 1 и 2); в –оссийской ‘едерации признаютс€ и защищаютс€ равным образом частна€, государственна€, муниципальна€ и иные формы собственности (стать€ 8, часть 2).

ѕриведенным положени€м  онституции –оссийской ‘едерации, выражающим один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный в демократических государствах принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составл€ющих, корреспондируют положени€  онвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на услови€х, предусмотренных законом и общими принципами международного права; государство вправе обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представл€ютс€ необходимыми дл€ осуществлени€ контрол€ за использованием собственности в соответствии с общими интересами (стать€ 1 ѕротокола є 1).

¬месте с тем, как неоднократно указывал  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, право частной собственности не €вл€етс€ абсолютным, - в силу статьи 55 (часть 3)  онституции –оссийской ‘едерации во взаимосв€зи с другими ее нормами, в частности стать€ми 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2), ограничени€ права собственности могут вводитьс€ федеральным законом, если они необходимы дл€ защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требовани€м справедливости, разумности и соразмерности. ѕри этом конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты распростран€ютс€ как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношени€ государства и личности в публично-правовой сфере (постановлени€ от 16 июл€ 2008 года є 9-ѕ, от 31 €нвар€ 2011 года є 1-ѕ и др.).

  таким конституционно допустимым ограничени€м права собственности относитс€ уплата законно установленных публичных платежей (стать€ 57  онституции –оссийской ‘едерации), которыми €вл€ютс€ в том числе страховые взносы - об€зательные платежи на об€зательное пенсионное страхование, об€зательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в св€зи с материнством, на об€зательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в цел€х финансового обеспечени€ реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечени€ по соответствующему виду об€зательного социального страховани€, а также взносы, взимаемые с организаций в цел€х дополнительного социального обеспечени€ отдельных категорий физических лиц (пункт 3 статьи 8 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации).

—траховые взносы на об€зательное пенсионное страхование, как это следует из статьи 9 ‘едерального закона от 15 декабр€ 2001 года є 167-‘« Ђќб об€зательном пенсионном страховании в –оссийской ‘едерацииї, служат основой дл€ формировани€ финансовой базы (финансовых источников), предназначенной дл€ осуществлени€ страховщиком - ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам об€зательного страхового обеспечени€ при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потер€ кормильца).

Ќачисление и уплата страховых взносов в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации обеспечивают реализацию в об€зательном пенсионном страховании таких принципов социального страховани€, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственна€ гарантированность соблюдени€ прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнени€ об€зательств по данному виду об€зательного социального страховани€ (ѕостановление  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 30 но€бр€ 2016 года є 27-ѕ).

Ёто предполагает необходимость соблюдени€ баланса прав и законных интересов всех участников правоотношений при установлении правового регулировани€ в данной сфере.

3. ƒо прин€ти€ ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘«, вступившего в силу с 1 €нвар€ 2017 года, вопросы исчислени€ и уплаты страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование регулировались ‘едеральным законом Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї, согласно которому плательщиками страховых взносов признавались страхователи, определ€емые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах об€зательного социального страховани€, в том числе лица, производ€щие выплаты и иные вознаграждени€ физическим лицам (пункт 1 части 1 статьи 5). — 1 €нвар€ 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируютс€ главой 34 Ђ—траховые взносыї части второй Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.

„то касаетс€ полномочий по контролю за правильностью исчислени€, полнотой и своевременностью уплаты (перечислени€) страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в соответствии с ‘едеральным законом Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї (статьи 3, 18 и др.), то до 1 €нвар€ 2017 года их осуществл€ли ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации и его территориальные органы.

— названной даты согласно статье 5 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 243-‘« Ђќ внесении изменений в части первую и вторую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на об€зательное пенсионное, социальное и медицинское страхованиеї указанные полномочи€ принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 1 €нвар€ 2017 года, - в таких случа€х контроль за правильностью исчислени€, полнотой и своевременностью уплаты (перечислени€) страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование, а также прин€тие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществл€етс€ органами ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации (статьи 20 и 21 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘«).

¬ силу Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (подпункт 5 пункта 1 и пункт 3 статьи 21). Ётому корреспондирует об€занность налогового органа принимать решени€ о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направл€ть оформленные на основании этих решений поручени€ соответствующим территориальным органам ‘едерального казначейства дл€ исполнени€ и осуществл€ть зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в пор€дке, предусмотренном данным  одексом (подпункт 7 пункта 1 и пункт 2.1 статьи 32). »злишн€€ уплата публичного платежа, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисл€€ подлежащую уплате в бюджет сумму налога (иного платежа) самосто€тельно, т.е. без участи€ налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнани€ налогового закона или добросовестного заблуждени€, допускает ошибку в расчетах (ќпределение  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 21 июн€ 2001 года є 173-ќ).

–аспростран€€ возможность реализации указанного права на плательщиков страховых взносов, Ќалоговый кодекс –оссийской ‘едерации устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда –оссийской ‘едерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предсто€щих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пен€м и штрафам за налоговые правонарушени€ либо возврату плательщику страховых взносов в пор€дке, предусмотренном статьей 78 данного  одекса (пункт 1.1 статьи 78).

‘едеральным законом от 3 июл€ 2016 года є 243-‘« стать€ 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации была дополнена пунктом 6.1, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование не производитс€ в случае, если по сообщению территориального органа управлени€ ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации сведени€ о сумме излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€. ƒо 1 €нвар€ 2017 года аналогичное ограничительное правило содержалось в части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї.

Ќормативное ограничение, предусмотренное оспариваемым регулированием, обусловлено природой страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование как об€зательных платежей, которые уплачиваютс€ в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации и целевым назначением которых €вл€етс€ обеспечение прав граждан на получение об€зательного страхового обеспечени€ по об€зательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включа€ индивидуально возмездные об€зательные платежи, персональным целевым назначением которых €вл€етс€ обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 ‘едерального закона Ђќб об€зательном пенсионном страховании в –оссийской ‘едерацииї).

 ак отмечал  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, в отличие от налогов, страховые взносы имеют свою правовую специфику, котора€ про€вл€етс€, в частности, в том, что дл€ страхователей-работодателей они представл€ют собой об€зательную составную часть расходов по найму рабочей силы, а дл€ застрахованных лиц выступают материальной гарантией пенсионного обеспечени€ в случа€х, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состо€ни€ здоровь€ и по другим причинам. ѕри этом уплатой страховых взносов обеспечиваютс€ не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, св€занные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановлени€ от 24 феврал€ 1998 года є 7-ѕ, от 10 июл€ 2007 года є 9-ѕ, от 30 но€бр€ 2016 года є 27-ѕ и др.).

Ёто гарантируетс€ структурой тарифа страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование, который начина€ с 1 €нвар€ 2012 года включает в себ€ солидарную и индивидуальную части, из которых только последн€€ предназначена дл€ персонифицированного формировани€ пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной част€х его индивидуального лицевого счета. —траховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены дл€ формировани€ денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 €нвар€ 2015 года - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац дев€тый статьи 3 ‘едерального закона Ђќб об€зательном пенсионном страховании в –оссийской ‘едерацииї). —оответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 пункта 2 статьи 6 ‘едерального закона от 1 апрел€ 1996 года є 27-‘« Ђќб индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€ї; пункт 1 статьи 14, пункт 2 статьи 15 и пункт 1 статьи 16 ‘едерального закона от 17 декабр€ 2001 года є 173-‘« Ђќ трудовых пенси€х в –оссийской ‘едерацииї, статьи 15 и 16 ‘едерального закона от 28 декабр€ 2013 года є 400-‘« Ђќ страховых пенси€хї).

“аким образом, правова€ регламентаци€ отдельных аспектов администрировани€ страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование в пор€дке, отличном от режима, используемого в отношении иных публичных платежей (налогов и сборов), в том числе в части возврата сумм переплаты, сама по себе допустима - с учетом конституционно значимых целей защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, а также того, что выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на пенсионное обеспечение относитс€ к компетенции законодател€, который обладает в св€зи с этим широкими полномочи€ми по формированию финансово-правовой основы дл€ выплаты пенсий. »ное поставило бы под вопрос выполнение государством об€занности гарантировать надлежащие услови€ дл€ реализации гражданами своих пенсионных прав.

4. ¬ силу действующего правового регулировани€ формирование и реализаци€ пенсионных прав застрахованных лиц св€заны с уплатой за них страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование. ¬ частности, в страховой стаж дл€ назначени€ страховой (до 1 €нвар€ 2015 года - трудовой) пенсии засчитываютс€, по общему правилу, периоды работы и (или) иной де€тельности, за которые начисл€лись и уплачивались страховые взносы в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации. –азмеры страхового обеспечени€ по об€зательному пенсионному страхованию определ€ютс€ с учетом страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо на эти цели (абзац четвертый статьи 2, пункт 1 статьи 10, статьи 14 - 16 ‘едерального закона Ђќ трудовых пенси€х в –оссийской ‘едерацииї, пункты 2 и 3 статьи 3, часть 1 статьи 11, стать€ 15 ‘едерального закона Ђќ страховых пенси€хї, стать€ 7 ‘едерального закона от 28 декабр€ 2013 года є 424-‘« Ђќ накопительной пенсииї).

ƒостижение этих целей в системе об€зательного пенсионного страховани€ обеспечиваетс€ посредством индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом зарегистрированном лице. “акие сведени€ содержатс€ в индивидуальном лицевом счете, в общей и специальной част€х которого отражаютс€ нар€ду с иными также сведени€ о начисленных страховых взносах, направл€емых на финансирование страховой и накопительной пенсий, о пенсионных правах застрахованного лица (пункты 2 и 3 статьи 6 ‘едерального закона Ђќб индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€ї). ¬ частности, указываетс€ сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов в объеме, дифференцированном в зависимости от его возраста и возможности формировани€ накопительной пенсии.

ќб€зательным страховым обеспечением ‘едеральный закон Ђќб об€зательном пенсионном страховании в –оссийской ‘едерацииї признает исполнение страховщиком своих об€зательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случа€ (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потер€ кормильца (абзац третий статьи 3 и стать€ 8).

¬ соответствии с действующим законодательством страховое обеспечение по об€зательному пенсионному страхованию устанавливаетс€ застрахованным лицам со дн€ обращени€ (за исключением отдельных случаев), но во всех случа€х не ранее чем со дн€ возникновени€ права на него (часть 4 статьи 5 и часть 1 статьи 22 ‘едерального закона Ђќ страховых пенси€хї, часть 1 статьи 10 ‘едерального закона Ђќ накопительной пенсииї и др.).

ќпределение размера такого обеспечени€ на основании сведений, имеющихс€ в распор€жении органа, осуществл€ющего пенсионное обеспечение, по состо€нию на день, в который этим органом выноситс€ решение об установлении выплат, свидетельствует о том, что со дн€ их назначени€ суммы страховых взносов, уплаченные страхователем и учтенные в общей и специальной част€х индивидуального лицевого счета застрахованного лица, преобразуютс€ в пенсионные права и тем самым перестают существовать в прежнем качестве, что лишает прит€зание страховател€ на возврат излишне уплаченных сумм экономических и правовых оснований.

ќднако, если в отношении застрахованных лиц не наступил страховой случай, а значит, расчет размера страхового обеспечени€ по об€зательному пенсионному страхованию не производитс€, изменение сумм страховых взносов, начисленных в отношении таких лиц (в излишнем размере), не может приводить к уменьшению выплачиваемого страхового обеспечени€ или изъ€тию уже выплаченных денежных средств, т.е. к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц. “ем более что нар€ду с возложением на страховател€ об€занности в установленный срок представл€ть органам ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации соответствующие сведени€ о застрахованных лицах (в том числе о начисленных и уплаченных страховых взносах) ему предоставлено право дополн€ть и уточн€ть переданные им сведени€ по согласованию с соответствующим органом ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации или налоговым органом (стать€ 15 ‘едерального закона Ђќб индивидуальном (персонифицированном) учете в системе об€зательного пенсионного страховани€ї).

“аким образом, до наступлени€ у застрахованного лица страхового случа€ отсутствуют преп€тстви€ дл€ возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа. „то касаетс€ солидарной части тарифа, то, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица уплаченна€ по ней сумма взносов не отражаетс€, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступлени€ страхового случа€.

5. ¬ то же врем€ оспариваемые нормы в их взаимосв€зи в системе действующего правового регулировани€ ограничивают право добросовестного страховател€ на возврат ошибочно уплаченных страховых взносов и вступают в противоречие с конституционным принципом равенства, поскольку став€т страхователей (плательщиков страховых взносов в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации) в различное положение в зависимости от факта отражени€ сведений об уплаченных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, притом что сам по себе этот факт, как уже было отмечено, не влечет за собой нарушени€ прав и законных интересов застрахованных лиц.

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации указывал, что люба€ дифференциаци€ правового регулировани€, привод€ща€ к различи€м в правах и об€занност€х субъектов права, должна осуществл€тьс€ законодателем с соблюдением требований  онституции –оссийской ‘едерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (стать€ 19, части 1 и 2), в силу которого различи€ допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые дл€ достижени€ этих целей правовые средства соразмерны им. —облюдение данного принципа означает, помимо прочего, запрет вводить такие различи€ в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдани€.  роме того, устанавлива€ ограничени€ того или иного права в соответствии с конституционно одобр€емыми цел€ми, государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими цел€ми меры. ѕубличные интересы могут оправдывать ограничени€ прав и свобод, только если такие ограничени€ адекватны социально необходимому результату. ÷ели одной только рациональной организации де€тельности публичных институтов не могут служить основанием дл€ ограничени€ прав и свобод (постановлени€ от 18 феврал€ 2000 года є 3-ѕ, от 28 ма€ 2010 года є 12-ѕ и др.).

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации ранее неоднократно обращал внимание на необходимость распространени€ на об€зательные платежи в государственные внебюджетные фонды конституционных гарантий, установленных дл€ налоговых платежей, отмеча€ при этом, что страховые взносы €вл€ютс€ финансовым обременением дл€ их плательщиков, а потому при установлении таких платежей должны соблюдатьс€ вытекающие из статей 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57  онституции –оссийской ‘едерации требовани€ к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничени€м прав и свобод граждан (постановлени€ от 24 феврал€ 1998 года є 7-ѕ, от 23 декабр€ 1999 года є 18-ѕ, от 22 марта 2007 года є 4-ѕ и от 10 июл€ 2007 года є 9-ѕ).

— учетом этого, а также поскольку правовое регулирование отношений, св€занных с уплатой страховых взносов, подлежит осуществлению на основе конституционных принципов равенства, соразмерности ограничений, поддержани€ довери€ граждан к закону и действи€м государства, выводы  онституционного —уда –оссийской ‘едерации о том, что в случае допущени€ налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распростран€ютс€ все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основани€ (определени€ от 8 феврал€ 2007 года є 381-ќ-ѕ, от 21 декабр€ 2011 года є 1665-ќ-ќ, от 24 сент€бр€ 2013 года є 1277-ќ, от 25 ма€ 2017 года є 959-ќ и др.), в полной мере относ€тс€ к случа€м допущени€ плательщиками страховых взносов переплаты об€зательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

¬ св€зи с этим рассматриваемое ограничение на возврат страхователю излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование, сведени€ о которых учтены ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, примен€емое без учета того обсто€тельства, наступил ли в отношении конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечени€ по об€зательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечени€, а также безотносительно структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей), влечет нарушение конституционных принципов защиты права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержани€ довери€ граждан к закону и действи€м государства применительно к сфере публичных финансов. “аким образом, в указанном аспекте ограничение на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов несовместимо с требовани€ми статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57  онституции –оссийской ‘едерации и вступает в противоречие с соответствующими конституционными положени€ми.

6.  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, руководству€сь пунктом 12 части первой статьи 75 ‘едерального конституционного закона Ђќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерацииї, полагает возможным установить следующее.

‘едеральному законодателю надлежит - исход€ из требований  онституции –оссийской ‘едерации и с учетом правовых позиций  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, выраженных в насто€щем ѕостановлении, - внести в правовое регулирование необходимые изменени€.

¬предь до внесени€ в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из насто€щего ѕостановлени€, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничени€ такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

ƒанные выводы  онституционного —уда –оссийской ‘едерации подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование, относ€щихс€ как к периодам до 1 €нвар€ 2017 года, так и к периодам после указанной даты.

ѕри этом зачет сумм переплаты по страховым взносам в счет предсто€щих платежей плательщика этого взноса недопустим, если его проведение может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц, в частности в случа€х, когда страхователь в текущем периоде не осуществл€ет исчисление и уплату страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу конкретного застрахованного лица (в отношении которого ранее возникла переплата) в св€зи с прекращением с ним правоотношений, обусловливавших распространение на него об€зательного пенсионного страховани€.

»сход€ из изложенного и руководству€сь стать€ми 71, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 87 и 104 ‘едерального конституционного закона Ђќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерацииї,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации

постановил:

1. ѕризнать положени€ пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘« Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ внесении изменений в части первую и вторую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на об€зательное пенсионное, социальное и медицинское страхованиеї, части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї и пункта 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, устанавливающие в их взаимосв€зи в системе действующего регулировани€ особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрировани€ страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не противоречащими  онституции –оссийской ‘едерации, поскольку такие особенности по своему смыслу направлены на выполнение государством об€занности обеспечивать надлежащие услови€ дл€ реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

2. ѕризнать положени€ пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 ‘едерального закона от 3 июл€ 2016 года є 250-‘« Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ внесении изменений в части первую и вторую Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на об€зательное пенсионное, социальное и медицинское страхованиеї, части 22 статьи 26 ‘едерального закона Ђќ страховых взносах в ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, ‘онд социального страховани€ –оссийской ‘едерации, ‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ї и пункта 6.1 статьи 78 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации не соответствующими  онституции –оссийской ‘едерации, ее стать€м 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57, в той мере, в какой данные законоположени€ в их взаимосв€зи в системе действующего правового регулировани€ ограничивают право страховател€ на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесени€) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обсто€тельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечени€ по об€зательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечени€.

3. ‘едеральному законодателю надлежит - в соответствии с требовани€ми  онституции –оссийской ‘едерации и основанными на них правовыми позици€ми  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, выраженными в насто€щем ѕостановлении, - внести в правовое регулирование отношений по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование необходимые изменени€.

4. ¬предь до внесени€ в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из насто€щего ѕостановлени€, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на об€зательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничени€ такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

5. Ќасто€щее ѕостановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашени€, действует непосредственно и не требует подтверждени€ другими органами и должностными лицами.

6. Ќасто€щее ѕостановление подлежит незамедлительному опубликованию в Ђ–оссийской газетеї, Ђ—обрании законодательства –оссийской ‘едерацииї, на Ђќфициальном интернет-портале правовой информацииї (www.pravo.gov.ru). ѕостановление должно быть опубликовано также в Ђ¬естнике  онституционного —уда –оссийской ‘едерацииї.

 онституционный —уд

–оссийской ‘едерации