Постановление по делу № А28-1667/2015

Арбитражный суд Волго-вятского округа постановление от 18.02.2016
| судебные решения | печать

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2016.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Померанцевой А.Г. (доверенность от 08.02.2016)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества

«Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова» Российского

профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015,

принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

по делу № А28-1667/2015 Арбитражного суда Кировской области

по заявлению первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова» Российского

профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности

(ИНН: 4341002693, ОГРН: 1034300001471)

о признании недействительным решения от 04.02.2015 № 96715 Государственного

учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования

Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)

и

установил:

первичная профсоюзная организация открытого акционерного общества «Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова» Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 04.02.2015 № 96715 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.08.2015 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Организация не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, привлечение Организации к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 21 705 рублей 17 копеек является неправомерным, поскольку Организация следовала позиции Фонда, изложенной в письме от 12.11.2012 № 01-16/05/17733, а претензий к иным расчетам, представленным в течение 2013 года, Фонд не предъявлял.

Организация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел камеральную проверку Организации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) за девять месяцев 2014 года, по результатам которой составил акт от 19.12.2014 № 96715.

В ходе проверки установлено неправомерное применение Организацией пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении вида деятельности в области социального обслуживания населения.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель Фонда принял решение от 04.02.2015 № 96715 о привлечении Организации к ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде взыскания штрафа в размере 21 705 рублей 17 копеек. В этом же решении Организации предложено уплатить 108 525 рублей 87 копеек страховых взносов и 3077 рублей 21 копейку пеней.

Не согласившись с принятым Фондом решением, Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Руководствуясь статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьями 1, 3, 5, 7, 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Фонда и удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд согласился с позицией Фонда о неправомерном применении Организацией пониженного тарифа страховых взносов.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 данной статьи.

В части 5.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» - «ф», «я.4» - «я.6» пункта 8 части 1 данной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В силу статьи 3 Закона № 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание основывается в том числе на принципе доступности (статья 5 Закона № 195-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 195-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

На основании статьи 17 Закона № 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что, согласно пунктам 1.1, 2.20, 2.23 Устава Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности (далее - профсоюз), применяемого Организацией, профсоюз - самостоятельная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе членов профсоюза, имеющих общие профессиональные, трудовые, социально-экономические и иные непосредственно связанные с ними интересы. За счет средств профсоюзного бюджета и целевых поступлений от юридических и физических лиц она осуществляет финансирование различных проектов и программ, направленных на достижение уставных целей, в том числе оказывает организационное и материальное содействие деятельности медицинских, иных учреждений и объектов в различных сферах по оказанию услуг работникам и ветеранам отрасли, членам профсоюза.

Исследовав представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что в 2013 году Организация производила выплаты только определенной группе населения, отвечающей признакам членства и принадлежности к профессиональному союзу работников отрасли промышленности, и не является организацией, осуществляющей деятельность, указанную в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в области социального обслуживания населения, касающегося неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о неправомерном применении Организацией пониженного тарифа страховых взносов в спорном периоде является правильным.

Согласно части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В статье 43 Закона № 212-ФЗ установлен перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.

В рассматриваемом случае апелляционный суд не выявил обстоятельств, исключающих вину страхователя в совершении правонарушения.

Ссылка заявителя жалобы на письмо Фонда от 12.11.2012 № 01-16/05/17733, как доказательство отсутствия вины Организации в совершении правонарушения, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку, согласно разъяснениям Фонда, пониженные тарифы предусмотрены для организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, что соответствует положениям Закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Организации в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Организацию. Излишне уплаченная по платежному поручению от 11.12.2015 № 229 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу № А28-1667/2015 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова» Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности - без удовлетворения.

Возвратить первичной профсоюзной организации открытому акционерному обществу «Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова» Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.12.2015 № 229.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Ю.В.НОВИКОВ