1. Главная / Документы / Судебные решения 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| судебные решения | печать | 843

О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Высший Арбитражный Суд РФ постановление Пленума от 06.10.2005 № 30
В связи с возникающими в судебной практике вопроса­ми и в целях обеспечения единообразия подходов к разре­шению споров по применению Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — Устав), всту­пившего в силу 19 мая 2003 года, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Заключение между перевозчиком и грузоотправите­лем (грузополучателем) долгосрочных договоров об орга­низации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния грузов, их массы, количества мест при
исправной перевозке и некоторых других договоров, в от­ ношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.

Разногласия сторон, возникшие при заключении указан­ных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным су­дом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о пере­даче спора на разрешение арбитражного суда в соответ­ствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

2. Согласно статье 55 Устава отношения между перевоз­чиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструк­туры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железно­ дорожного пути необщего пользования.

Отношения по подаче и уборке вагонов, маневровой ра­боте для грузоотправителей (грузополучателей), имею­щих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на же­лезнодорожных путях необщего пользования, принадле­жащих владельцу инфраструктуры, регулируются догово­рами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми пере­возчиками с грузоотправителями (грузополучателями) (статья 56 Устава).

Заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструкту­ры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При не­основательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и пунктом 2.12 Правил эксплу­атации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования* обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях.

В случае если перевозчик и владелец железнодорожно­го пути необщего пользования, грузоотправитель (грузо­получатель) не пришли к соглашению по отдельным пунк­там указанных договоров, заявления о рассмотрении та­ких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласии на разрешение арбитражного суда.

До передачи спора на разрешение арбитражного суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) же­лезнодорожного пути необщего пользования или грузоот­правителем (грузополучателем) принимает меры к урегу­лированию возникших разногласий.

Сроки, в течение которых оставшиеся неурегулирован­ными разногласия по упомянутым договорам могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда, Уставом не предусмотрены.

3. Арбитражным судам следует исходить из того, что за­ключение договоров, связанных с обслуживанием контр­
агентов, имеющих на железнодорожном пути необщего
пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные пло­щадки либо примыкающие к железнодорожным путям вла­дельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и пере­ возчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава).

Контрагенты могут быть освобождены от обязанности заключить договор, если докажут, что они не осуществля­ют и не будут осуществлять работы, связанные с погруз­кой и выгрузкой грузов в свои склады и на своих подъезд­ных путях и их перевозкой.

4. В статье 11 Устава предусмотрены порядок и сроки представления грузоотправителем заявок на перевозку грузов, сроки рассмотрения их перевозчиком, основания отказа перевозчика в согласовании заявок.

Заявка с отметкой о ее принятии (согласованная заяв­ка), а при отказе от принятия — с указанием причин отка­за в ее согласовании возвращается перевозчиком грузо­отправителю не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки.

В случаях когда заявка, поданная с нарушением сроков, установленных Уставом и правилами перевозок грузов, перевозчиком принята, либо им не возвращена, либо воз­вращена с нарушением предусмотренных статьей 11 Уста­ва сроков или когда перевозчик не сообщил об отказе в приеме заявки, арбитражным судам следует считать, что заявка перевозчиком принята и последующие его возра­жения приниматься во внимание не должны.

5. По инициативе грузоотправителя или осуществляю­щей перевалку грузов организации перевозчик может внести изменения в принятые заявки, касающиеся пере­распределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, с уплатой сбора, предусмотренного статьей 11 Устава. В этом случае сбор за непредъявление грузов для перевозки на железнодорожную станцию на­значения может быть взыскан только исходя из изменен­ной заявки, а не из заявки, поданной грузоотправителем ранее.

6. Сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке на перевозку грузов железнодорож­ную станцию назначения не подлежит взысканию, если та­кая перевозка должна была осуществляться в вагонах, контейнерах, принадлежащих грузоотправителю, грузопо­лучателю или организациям, с которыми грузоотправите лем заключен договор по обеспечению такими вагонами, контейнерами, либо вагоны, контейнеры являлись арендо­ванными.

7. Согласно статье 94 Устава в случае предупреждения грузоотправителем перевозчика о неиспользовании ваго­нов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погруз­ки размер штрафа снижается на одну треть.

Однако сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке на перевозку грузов железнодо­рожную станцию назначения не подлежит уменьшению и в том случае, когда штраф снижен на одну треть.

8. При рассмотрении споров, связанных с взысканием с грузоотправителей названных сборов (пункты 5—7 на­ стоящего Постановления), следует учитывать, что ука­занные сборы не являются мерой имущественной ответ­ственности. Поэтому суд не может применять правила об ответственности, в том числе о праве арбитражного суда на уменьшение размера неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ.

Для взыскания с грузоотправителя указанных сборов представление перевозчиком доказательств фактическо­го оказания (выполнения) грузоотправителю каких-либо услуг или работ не требуется.

9. Документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов, является учет­ная карточка, которая согласно пункту 3 Правил составле­ния учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом подписывается пе­ревозчиком и грузоотправителем по окончании каждых от­ четных суток либо суток, установленных для погрузки гру­зов в соответствии с принятой заявкой.

При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает такую карточку с отметкой «с разногласиями». Эти разногласия в случае оспаривания перевозчиком содержащихся в карточке све­дений рассматриваются арбитражным судом.

Данные, содержащиеся в учетной карточке, удостове­ренные подписями представителей грузоотправителей и перевозчиков, являются основанием для определения от­ветственности сторон за невыполнение заявки на пере­возку грузов.

Если грузоотправитель или перевозчик отказывается подписать учетную карточку, содержащиеся в ней данные оцениваются в совокупности с иными доказательствами.

10. В соответствии с абзацем четвертым статьи 116 Ус­тава грузоотправитель освобождается от уплаты штра­фа за невыполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов вследствие обстоятельств, при кото­рых операции по погрузке, выгрузке грузов выполнять
запрещено.

В том случае если невыполнение заявки, по мнению гру­зоотправителя, произошло по указанной причине, он дол­жен приложить к учетной карточке соответствующие акты или указания компетентных органов о запрещении погруз­ки, выгрузки грузов в определенные дни.

11. Абзацем четвертым статьи 116 Устава предусмотре­но также освобождение грузоотправителя от уплаты штрафа за невыполнение заявки при аварии у грузоот­правителя, в результате которой прекращено осуществ­ление основной производственной деятельности грузо­отправителя.

Грузоотправитель, который ссылается на данное обстоя­тельство, должен приложить к учетной карточке, а при на­личии спора с перевозчиком по этому вопросу предста­вить в арбитражный суд акты об аварии, составленные соответствующими государственными органами, содержа­щие сведения о том, когда произошла авария, и доказа­тельства, подтверждающие, что в связи с аварией осуще­ствление основной производственной деятельности пре­кращено.

12. При применении абзаца четвертого статьи 117 Уста­ва перевозчик может быть освобожден от уплаты штрафа за невыполнение заявки на перевозку грузов только в том случае, если докажет, что грузоотправителем (а в случаях,предусмотренных соглашением сторон, грузополучателем) не внесена плата за перевозку грузов и иные причитаю­щиеся перевозчику платежи за ранее осуществленные пе­ревозки.

Для освобождения перевозчика от уплаты штрафа по основаниям, установленным абзацем шестым статьи 117 Устава, перевозчик обязан представить арбитражному су­ду доказательства того, что неподача им указанного в учетной карточке количества вагонов, контейнеров про­изошла по причине задержки грузоотправителем такого же количества вагонов, контейнеров в связи с их погруз­кой, выгрузкой, очисткой и промывкой.

13. В соответствии со статьей 20 Устава перевозчик обя­зан подавать под погрузку исправные, очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов, в необходи­мых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретного груза вагоны, контейнеры со
снятыми приспособлениями для крепления (за исключением несъемных). Техническую пригодность подаваемых под по­ грузку вагонов и контейнеров определяет перевозчик.

Погрузка грузоотправителем грузов в поданные пере­возчиком технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает последнего от ответственности за несохран­ность груза.

Поэтому в случае если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправно­сти вагона, контейнера, ответственность несет перевоз­чик. Перевозчик может быть освобожден от ответственно­сти только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоя­тельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказатель­ства, подтверждающие, что неисправность вагона, кон­тейнера произошла по вине грузоотправителя.

14.Арбитражным судам следует иметь в виду, что со­гласно статье 20 Устава обязанность по проверке тех­нической исправности котлов, арматуры и универсаль­ных сливных приборов цистерн перед наливом возло­жена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие тех­нической неисправности котлов, арматуры и универ­сальных сливных приборов произошла утрата или недо­стача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утра­ченного либо недостающего груза на перевозчика воз­ложена быть не может.

15.Если погрузка обеспечивается грузоотправителем, то он определяет пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных гру­зов. Понятие коммерческой пригодности содержится в статье 20 Устава.

Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контей­неров, непригодных для перевозки конкретного груза; пе­ревозчик должен подать взамен указанных вагонов, кон­тейнеров исправные, пригодные для перевозки такого гру­за вагоны, контейнеры.

Если при перевозке произошла утрата, недостача, по­вреждение (порча) груза вследствие того, что он был по­гружен грузоотправителем в коммерческом отношении не­пригодный вагон, контейнер, от погрузки в который грузо­отправитель не отказался, то перевозчик подлежит осво­бождению от ответственности за несохранность такого груза. В этом случае ответственность перед грузополуча­телем за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза мо­жет быть возложена на грузоотправителя.

16. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры в соот­ветствии с правилами перевозок грузов должны быть очи­щены внутри и снаружи, в необходимых случаях — промы­ты и продезинфицированы (статья 44 Устава).

При нарушении требований, указанных в данной статье, перевозчик вправе не принимать от грузополучателя по­рожние вагоны, контейнеры впредь до выполнения этих требований и взыскать плату за пользование вагонами за все время их задержки.

Если перевозчик принял от грузополучателя неочищен­ный вагон, контейнер, что подтверждено актом общей формы, с такого грузополучателя по требованию перевоз­чика арбитражный суд взыскивает штраф, предусмотрен­ный статьей 103 Устава. В этом случае плата за пользова­ние вагонами, контейнерами подлежит взысканию до мо­мента принятия таких вагонов перевозчиком.

При подаче перевозчиком без согласия грузоотправите­ля под погрузку порожнего неочищенного вагона, контей­нера перевозчик несет ответственность, установленную статьей 103 Устава.

Если перевозчик принял от грузополучателя неочищен­ные вагоны, контейнеры и в таком виде подал их грузоот­правителю без его согласия, он не может в последующем в целях освобождения его от уплаты штрафа ссылаться на то, что, по его мнению, ответственность должен нести гру­зополучатель, не исполнивший обязанности по очистке ва­гонов, контейнеров.

17.Предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, пере­возчик должен представить доказательства, подтвержда­ющие размер понесенных расходов, время задержки ваго­нов, контейнеров, вызванной проведением работ, пере­численных в данной статье, а также доказательства, под­тверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

18.Согласно части 1 статьи 47 Устава предусмотренный в этой статье штраф подлежит взысканию с грузоотправи­теля только при нарушении им требований правил перево­зок грузов железнодорожным транспортом, а также тамо­женных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля вагонов, кон­тейнеров на железнодорожных приграничных и припорто­вых передаточных станциях либо невозможность переда­чи таких грузов на морской, речной транспорт или желез­ные дороги иностранных государств.

Поэтому перевозчики, предъявляя иски о взыскании на­званного штрафа, должны указать, какие правила перево­зок и таможенные правила, касающиеся перевозок, нару­шены грузоотправителем, доказательства этих наруше­ний, а также того, что такие нарушения привели к преду­смотренным статьей 47 Устава последствиям.

Эти доказательства и возражения против них грузоот­правителя оцениваются арбитражным судом при рассмот­рении конкретного дела.

19. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся пе­ревозчику платежи вносятся грузоотправителем до мо­мента приема груза для перевозки, если иное не преду­смотрено Уставом или соглашением сторон.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой гру­зов, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения до момента его выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и разме­ров иных причитающихся перевозчику платежей и штра­фов, перерасчет может производиться и после выдачи груза (статья 30 Устава).

При рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевоз­чику грузоотправителем, следует учитывать, что грузопо­лучатель, выявивший факт переплаты за перевозку груза, не вправе требовать от перевозчика возврата суммы, из­лишне уплаченной грузоотправителем. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем к перевозчику в порядке, предусмотренном Уставом.

20. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотпра­вителя), с него подлежат взысканию по требованию пере­ возчика проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ.

Кроме того, в указанном случае до внесения грузополу­чателем всех причитающихся перевозчику платежей в со­ответствии с частью 5 статьи 30 Устава не выданные гру­зополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответст­венном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

21. При рассмотрении споров следует учитывать, что в случаях когда сторонами заключен договор о производст­ве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов (далее — ТехПД) и грузоотпра­вителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты опреде­ленная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмот­ренных договором.

Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно исполь­зовал предварительно перечисленные ему суммы в качест­ве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не преду­смотренных договором, в том числе и за ранее произведен­ные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) тре­бование о взыскании с перевозчика соответствующей сум­мы, необоснованно им удержанной, либо об обязании пере­возчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с мо­мента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой.

22. При рассмотрении споров, связанных с расчетами через ТехПД, арбитражным судам необходимо учитывать,
что течение установленного статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава годичного срока исковой давности по искам пе­ревозчиков к грузоотправителям (грузополучателям), иным лицам, возникшим в связи с осуществлением пере­ возки грузов, начинается со дня наступления события, по­ служившего основанием для предъявления исков.

Поэтому, если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования гру­зоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению.

23.Проценты за пользование чужими денежными сред­ствами, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, могут быть взысканы грузоотправителем (грузополучателем) с пере­возчика независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании с перевозчика соответствующей суммы.

24.Согласно статье 15 Устава плата за перевозки гру­зов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осу­ществляется перевозка груза, в том числе и при увеличе­нии расстояния по причинам, зависящим от владельца ин­фраструктуры и перевозчика.

В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически прой­денного расстояния.

Поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще соста­вленной транспортной железнодорожной накладной и вы­данной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной рассто­яние считается согласованным и плата за перевозку гру­за взимается исходя из этого расстояния.

Поэтому требование грузополучателя о взыскании с пе­ревозчика излишне взысканной, по его мнению, платы за перевозку грузов в связи с тем, что фактически перевоз­чик перевозил груз по более короткому расстоянию, чем указано в транспортной железнодорожной накладной, не может быть удовлетворено, если это не предусмотрено та­рифным руководством.

25. Согласно статье 33 Устава перевозчик обязан доста­влять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.

При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сро­ков доставки грузов железнодорожным транспортом.

26. Перевозчик обязан проверить на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в случаях, перечисленных в ста­тье 41 Устава.

По просьбе грузополучателя перевозчик в соответствии с отдельным договором может принимать участие в про­верке состояния груза, его массы, количества мест при своевременной доставке груза без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения.

Если при такой проверке будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства ус­тановлены в пути следования, перевозчик в соответствии со статьей 42 Устава обязан определить размер фактиче­ской недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать гру­зополучателю коммерческий акт.

Перечень лиц — представителей перевозчика, уполно­моченных составлять и подписывать коммерческие акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливает перевозчик.

Поэтому при отказе уполномоченного перевозчиком ли­ца от составления и выдачи коммерческого акта или оформлении его с нарушением установленных требований грузополучатель обязан обратиться непосредственно к перевозчику в письменном виде в сроки, установленные статьей 119 Устава, а перевозчик — дать грузополучателю мотивированный ответ на это заявление.

Арбитражные суды должны исходить из того, что в слу­чае признания перевозчиком указанного заявления обоснованным (либо если это установлено арбитражным судом) за все время задержки выдачи грузов, вызванной несвоевременной выдачей коммерческого акта или оформлением его с нарушением установленных правил, с грузополучателя не могут быть взысканы как сбор за хранение груза, так и плата за пользование вагонами, контейнерами.

27. При возникновении споров, связанных с увеличени­ем перевозчиком в соответствии со статьей 43 Устава в одностороннем порядке сбора за хранение выгруженных грузов и контейнеров, а также платы за пользование ваго­нами, контейнерами, задержанными на железнодорожных
путях необщего пользования более чем на двадцать четы­ре часа после окончания технологического времени, уста­новленного договором с перевозчиком, а также на желез­нодорожных станциях, следует иметь в виду, что такие сборы и плату перевозчик может установить только в от­
ношении грузополучателей и владельцев железнодорож­ных путей необщего пользования, обслуживающих грузо­получателей (грузоотправителей) своими локомотивами, по вине которых возникли на железнодорожной станции технологические затруднения. Об увеличении сбора и пла­ты указанные грузополучатели и владельцы железнодо­рожных путей необщего пользования должны быть уведо­млены перевозчиком в письменной форме. Если грузопо­лучатель отрицает получение письменного уведомления, перевозчик должен представить доказательства такого
уведомления.

В том случае когда грузополучатель или обслуживаю­щий грузополучателей (грузоотправителей) владелец же­лезнодорожного пути необщего пользования считают, что их вины в возникших на железнодорожной станции технологических затруднениях не было, перевозчик дол­жен представить доказательства не только возникших на станции технологических затруднений, но также и того, что они имели место из-за несвоевременного вывоза гру­зов с железнодорожной станции данным грузополучате­лем и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающего грузополучателей (грузо­отправителей) своими локомотивами, несвоевременным приемом им вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожной станции, железнодорожном пути необщего пользования.

28. При возникновении между грузоотправителем и пе­ревозчиком спора, связанного с взысканием перевозчи­ком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбит­ражным судам следует иметь в виду, что штраф за искаже­ние в транспортной железнодорожной накладной наиме­нования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перево­зок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации же­лезнодорожного транспорта, взыскивается при условии
представления перевозчиком доказательств, подтвержда­ющих факт нарушения, вызвавшего одно из названных по­ следствий.

Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.

Возмещение перевозчику понесенных убытков не мо­жет служить основанием освобождения от взыскания дан­ного штрафа.

Штраф за отправление запрещенных для перевозки же­лезнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчи­ком после заключения договора перевозки груза.

Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.

29. Арбитражным судам следует иметь в виду, что статья 35 Устава не предоставляет перевозчику права реализо­вать поступивший на железнодорожную станцию назначе­ния груз в случае невнесения грузополучателем платежей за перевозку грузов, а также взыскивать с него плату за пользование вагонами до истечения срока, предоставлен­ного грузоотправителю для распоряжения грузом.

Право перевозчика на реализацию груза в порядке и сроки, предусмотренные статьей 35 Устава, возникает только после истечения четырех суток, исчисленных со дня получения грузоотправителем письменного уведомле­ния об уклонении грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей при условии, если грузоотправитель в течение этого срока не распорядится грузом, а грузополучатель не внесет причитающиеся перевозчику платежи.

При нарушении этого порядка перевозчик должен воз­местить грузоотправителю (грузополучателю) реальный ущерб, вызванный неправомерной реализацией груза.

30. Согласно статье 99 Устава при самовольном исполь­зовании вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоот­правителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), перевозчик уплачивает в десятикратном разме­ре штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров.

Иски к перевозчику предъявляются в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (статья 125 Устава).

Следовательно, исходя из статьи 123 Устава срок ис­ковой давности для исков о взыскании штрафов за са­мовольное использование перевозчиком вагонов и кон­тейнеров без согласия их владельцев должен исчис­ляться по истечении срока доставки таких вагонов, кон­тейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки.

Требование о взыскании штрафов, предусмотренных статьей 99 Устава, может быть предъявлено к перевозчи­ку только грузоотправителем или грузополучателем.

Грузоотправители (грузополучатели), предъявляя иски о взыскании штрафа за использование перевозчиком ваго­нов, контейнеров без согласия их владельцев, должны представить соответствующие документы, указанные в абзаце шестнадцатом статьи 120 Устава, подтверждаю­щие факт самовольного использования их перевозчиком.

При рассмотрении исков о взыскании штрафов за ис­пользование перевозчиком вагонов, контейнеров без сог­ласия их владельцев арбитражным судам следует исхо­дить из того, что перевозка порожних вагонов и контейне­ров оформляется грузоотправителем транспортной же­лезнодорожной накладной как перевозка груза.

31. Статьей 104 Устава предусмотрена обязанность гру­зоотправителя (грузополучателя) в случае повреждения
или утраты предоставленных перевозчиком вагонов, кон­тейнеров или их узлов и деталей отремонтировать их ли­бо возместить перевозчику стоимость ремонта или факти­ческую стоимость поврежденных либо утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также возмес­тить понесенные в связи с этим перевозчиком убытки.

Следовательно, вопрос о том, кто должен ремонтиро­вать вагоны, контейнеры, решает грузоотправитель (гру­зополучатель), повредивший вагоны, контейнеры.

Если грузоотправитель (грузополучатель) принял реше­ние о том, что он сам производит ремонт поврежденных им вагонов, то за все время ремонта с него подлежит взы­сканию плата за пользование этими вагонами до момента подачи перевозчику уведомления о готовности их к убор­ке после ремонта, если иное не предусмотрено соглашени­ем сторон.

При предъявлении перевозчиком иска о взыскании сто­имости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоот­правителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, кон­тейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами со­ставления актов при перевозках грузов железнодорож­ным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость. Поскольку перевозчик при­нял от грузоотправителя (грузополучателя) поврежден­ные вагоны, контейнеры, они снимаются с простоя грузо­отправителя (грузополучателя) с момента получения пере­возчиком уведомления о готовности поврежденного ваго­на, контейнера к уборке.

Штраф за повреждение вагонов, контейнеров Уставом не установлен.

32. При рассмотрении споров следует учитывать, что по­ложения Устава об ответственности перевозчиков, грузоот­правителей и грузополучателей за самовольное занятие вагонов, контейнеров, а также за утрату и повреждение подвижного состава (пункты 30, 31 настоящего Постанов­ления) не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, преду­смотренными гражданским законодательством.

33. Если при рассмотрении иска перевозчика о взыска­нии стоимости поврежденного вагона, контейнера устано­влено, что вагон, контейнер поврежден третьим лицом, не являющимся ни грузоотправителем (грузополучателем), ни владельцем железнодорожных путей необщего пользо­вания, следует исходить из того, что соответствующий спор возник не в связи с осуществлением перевозки гру­за. Поэтому к таким искам применяется общий трехгодич­ный срок исковой давности.

34. В соответствии со статьей 39 Устава за время нахож­дения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоот­правителей или владельцев железнодорожных путей необ­щего пользования, обслуживающих их своими локомотива­ми, либо за время ожидания их подачи или приема по при­чинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправите­лей, владельцев этих путей, указанные лица вносят пере­возчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Размер платы определяется договором, если иное не ус­тановлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодо­рожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» ОАО «Российские железные дороги» относится к субъе­ктам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику — ОАО «Российские железные дороги», устанавливается Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

35. Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку при­ надлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под по­ грузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользо­вания, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по ис­течении технологических сроков оборота вагонов, кон­тейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или до­ говорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под по­
грузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотпра­вители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.

Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодо­рожных путях необщего пользования, обслуживаемых ло­комотивом владельца или пользователя этих путей (техно­логический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на желез­нодорожные выставочные пути.

Следовательно, в отношениях, урегулированных догово­ром на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответст­венность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем же­лезнодорожных путей необщего пользования на выста­вочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, ус­тановленных договором.

Взыскание штрафа по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку и выгрузку произ­водится в случае подачи их к местам погрузки и выгрузки локомотивом перевозчика.

Поскольку подача вагонов, контейнеров к местам по­грузки и выгрузки либо на выставочные пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, спорные вопросы о взыскании платы за пользование ваго­нами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных стать­ями 62 и 99 Устава, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегули­рованы в порядке, указанном в Уставе.

Поэтому если грузоотправитель, грузополучатель, вла­делец железнодорожного пути необщего пользования счи­тают, что перевозчик необоснованно взыскал с них ука­занный штраф, они вправе требовать его возврата в по­рядке, предусмотренном Уставом.

36. В случае установления арбитражным судом при рас­смотрении конкретного спора явной несоразмерности под­лежащего уплате штрафа последствиям нарушения обя­зательств суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.

37. При применении статьи 118 Устава следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

38. Статьей 96 Устава предусмотрено, что перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке, в частно­сти, в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в случае его утраты; в размере доли объявленной стоимости груза,
соответствующей недостающей или поврежденной (ис­порченной) части груза, сданного для перевозки с объяв­лением его ценности, — в случае недостачи или повреж­дения (порчи) груза.

При обнаружении явного несоответствия объявленной грузоотправителем стоимости груза его действительной стоимости (пункт 6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью и пункт 15 Правил предъявления и рассмотрения претензий) арбит­ражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъяв­лению перевозчику требования, основанного на объяв­ленной стоимости груза, как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).

39. Устав предоставляет грузоотправителю или грузопо­лучателю право производить переадресовку груза с изме­нением грузополучателя и (или) железнодорожной стан­ции назначения.

Как указано в пункте 9 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными доку­ментами международного сообщения, осуществляется по первоначальным документам. При оформлении переадре­совки по новым перевозочным документам заявитель пе­реадресовки обязан внести все платежи по первоначаль­ным документам и произвести расчеты по всем причитаю­щимся платежам по новым перевозочным документам. Ес­ли же таможенное оформление завершено, переадресов­ка грузов должна оформляться по новым перевозочным документам.

В случае когда груз следовал по международным пере­возочным документам и первоначальный грузополуча­тель произвел переадресовку груза, который не был им принят от перевозчика в порядке, предусмотренном Ус­тавом, другому грузополучателю перевозка груза по но­вым перевозочным документам не может служить осно­ванием прекращения договора международной перевоз­ки, в том числе и в случаях завершения таможенного оформления груза.

40. В соответствии со статьей 797 ГК РФ и статьей 120 Устава до предъявления перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозки груза, в том числе требования о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, к перевозчику должна быть предъявлена претензия.

Согласно статье 388 ГК РФ уступка кредитором требо­вания другому лицу допускается, если она не противоре­чит закону, иным правовым актам или договору.

Поскольку услуги по перевозке груза оказываются пе­ревозчиком значительному числу контрагентов, законода­тельством установлен специальный порядок предъявле­ния претензий и исков перевозчику грузов железнодорож­ным транспортом. В частности, в статье 120 Устава пере­числены лица, которые могут предъявлять претензии и ис­ки, связанные с осуществлением перевозок грузов. Иным лицам, не перечисленным в статье 120 Устава, право на предъявление претензий и исков к перевозчику Устав не предоставляет.

Следовательно, указанные в Уставе лица не могут усту­пать свое право на предъявление претензий и исков третьим лицам.

Поэтому если лицо, указанное в статье 120 Устава, в на­рушение законодательства уступило свое право на предъ­явление претензии и иска, связанного с осуществлением перевозки груза, третьему лицу, то требование, основан­ное на такой сделке, не может быть удовлетворено.

Аналогичный подход должен применяться также к свя­занным с перевозкой груза требованиям перевозчика, предъявляемым к грузоотправителям или грузополуча­телям.

41. Согласно статье 797 ГК РФ претензии по перевоз­кам грузов должны предъявляться в порядке, предусмо­тренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Уставом установлен порядок предъявления претензий, связанных с осуществлением перевозки грузов: кто может предъявлять претензии к перевозчику, какие документы должны прилагаться к претензии. Кроме того, статьей 122 Устава предусмотрено, что порядок предъявления и рас­смотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В случаях отказа перевозчика от рассмотрения указан­ной претензии по существу со ссылкой на нарушение зая­вителем претензии установленного претензионного по­рядка и оспаривания правомерности отказа в рассмотре­нии претензии истцом, считающим претензионный поря­док разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании.

Если претензионный порядок признан соблюденным, ис­ковое заявление рассматривается по существу.

42. Предъявление грузоотправителем, грузополучате­лем, владельцем железнодорожного пути необщего поль­зования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава, при условии соблю­дения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий не является ос­нованием к возвращению искового заявления.

Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом преду­смотренных статьей 123 Устава сроков предъявления пре­тензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального коде­кса Российской Федерации (далее — АПК РФ) вправе от­нести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.

43. К претензии по требованию, возникшему в связи с осуществлением перевозки груза, должны быть приложе­ны документы, указанные в статье 120 Устава.

Если в исковом заявлении истец ссылается на невоз­можность представления необходимых документов, так как перевозчик не возвратил их с ответом об отклонении претензии либо не ответил на претензию, арбитражный суд при подготовке дела к рассмотрению обязывает пере­возчика представить документы, которые должны быть приложены к претензии.

44. Согласно статье 124 Устава перевозчик обязан рас­смотреть полученную претензию и о результатах ее рас­смотрения уведомить заявителя в письменной форме в те­чение тридцати дней со дня получения претензии. С этого момента начинает течь срок для сообщения о результатах рассмотрения претензии и в тех случаях, когда перевозчик в соответствии со статьей 120 Устава потребовал от зая­вителя претензии представления оригиналов документов. При наличии спора между заявителем претензии и пере­возчиком о необходимости представления оригиналов до­кументов арбитражным судам следует исходить из того, что перевозчик должен обосновать необходимость полу­чения им от заявителя претензии таких документов.

45. При предъявлении иска до истечения тридцатиднев­ного срока, установленного статьей 124 Устава, когда пе­ревозчик до этого срока не дал ответа на претензию либо истец допустил нарушение порядка предъявления претен­зии, исковое заявление в соответствии со статьей 129 АПК РФ подлежит возвращению; при установлении этих нарушений при рассмотрении искового заявления арбит­ражный суд оставляет исковое заявление без рассмотре­ния согласно статье 148 АПК РФ.

46. В случае когда перевозчик возвратил без рассмотре­ния заявленную с нарушением установленного порядка претензию, а заявитель в пределах срока исковой давно­сти вторично предъявил претензию в установленном по­рядке, истечение сроков, указанных в статье 123 Устава, не является препятствием к принятию искового заявления арбитражным судом и рассмотрению спора по существу.

47. Если грузоотправитель (грузополучатель) заклю­чил со страховщиком договор имущественного страхова­ния и страховщик в связи с наступлением предусмотрен­ного страхового случая выплатил в соответствии с этим договором суммы страхового возмещения, к страховщику
в порядке суброгации переходит право требования, кото­рое страхователь имеет к лицу, ответственному за убыт­ки, возмещенные в результате страхования (статьи 387, 965 ГК РФ). Следовательно, страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополуча­телю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчи­ком обязательств по перевозке груза, вправе предъя­вить к перевозчику требования, которые в данном слу­чае мог бы предъявить страхователь — грузоотправи­тель (грузополучатель).

Перешедшее к страховщику право требования реализу­ется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки. Следовательно, страховщик до предъявления иска в арби­тражный суд должен предъявить перевозчику претензию в установленном Уставом порядке (если такая претензия не была предъявлена ранее грузоотправителем (грузопо­лучателем) с приложением договора страхования, доказа­тельств уплаты страхового возмещения и документов, ука­занных в Уставе.

Срок исковой давности должен исчисляться не с момен­та выплаты страховщиком страхового возмещения, а с мо­мента наступления события, послужившего основанием для предъявления к перевозчику грузоотправителем (гру­зополучателем) требования (статья 123 Устава).

При удовлетворении иска с перевозчика подлежит взы­сканию сумма в пределах выплаченного страховщиком страхового возмещения, но не более той, которая в соот­ветствии с Уставом могла быть взыскана по требованию грузоотправителя (грузополучателя).

47.Перевозчик обязан рассмотреть полученную претен­зию и о результатах ее рассмотрения уведомить в пись­менной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии (статья 124 Устава).

Претензия может считаться удовлетворенной при усло­вии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы или восстановления за­писи на его лицевом счете в ТехПД.

Если перевозчик признал претензию, но обязанность по уплате признанной суммы не исполнил либо запись на ли­цевом счете в ТехПД не восстановил, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к перевоз­чику о взыскании соответствующей суммы или о восстано­влении записи на лицевом счете.

49. Предъявляя претензию, связанную с утратой груза, заявитель должен приложить квитанцию о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о не­ прибытии груза или справку перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза, а также документ, подтвер­ждающий факт причинения ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов (статья 120 Устава).

При предъявлении к перевозчику иска, связанного с ут­ратой груза, истец должен подтвердить свои ссылки на ук­лонение перевозчика от выдачи справки об отправке гру­за или от учинения отметки о неприбытии груза соответст­вующими доказательствами. Такими доказательствами мо­гут быть копия запроса о выдаче справки и почтовая кви­танция о его отправке, копия жалобы перевозчику на от­каз железнодорожной станции назначения сделать требу­емую отметку и документы, подтверждающие подачу этой жалобы. Эти доказательства должны быть приложены к претензии.

Если указанные доказательства не были приложены к претензии, предъявленной перевозчику, следует исходить из того, что заявитель нарушил установленный порядок предъявления претензии.

50. В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельст­ва, являющиеся основанием для ответственности пере­ возчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, ак­тами общей формы и другими актами, которые должны быть приложены к претензии. В том случае, когда предъя­витель претензии не приложил к ней коммерческого акта, сославшись на то, что перевозчик в нарушение Устава ук­лонился от его составления и выдачи, эти возражения мо­гут быть приняты во внимание только тогда, когда грузо­получатель, грузоотправитель, другие лица в установлен­ном порядке подали перевозчику заявление об уклонении уполномоченного им лица от составления и выдачи ком­мерческого акта. Выдача коммерческого акта производит­ся по требованию грузополучателя в течение трех дней.

Арбитражному суду следует иметь в виду, что, если по основаниям, изложенным в статье 41 Устава, перевозчик производил выдачу груза с проверкой его состояния, мас­сы и количества мест и при такой выдаче было установле­но повреждение, порча груза или тары, в которой находи­лась продукция, он обязан составить коммерческий акт. При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения пе­ревозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требова­ния о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного Уставом.

Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза необосно­ванно не составил и не выдал грузополучателю коммерче­ского акта при наличии обстоятельств, являющихся осно­ванием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к пре­тензии и иску не может служить основанием для отказа пе­ревозчика рассмотреть предъявленную претензию.

В случае спора составленный перевозчиком в односто­роннем порядке коммерческий акт оценивается арбит­ражным судом наряду с другими документами, удостове­ряющими обстоятельства, которые могут служить основа­нием для ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя (пункт 4 статьи 796 ГК РФ).

51. В статье 41 Устава определены случаи, когда пере­возчик на железнодорожной станции назначения при вы­даче груза обязан проверять его состояние, массу и коли­чество мест. Кроме того, обязанность перевозчика при вы­даче груза проверять его состояние, массу и количество мест предусмотрена Федеральным законом «О государст­венном материальном резерве». Если при такой проверке устанавливаются обстоятельства, указанные в статье 119 Устава, перевозчик обязан составить коммерческий акт.

52. ГК РФ и Уставом не предусмотрены порядок и сроки предъявления перевозчиком претензий, возникающих в связи с осуществлением перевозки грузов. Поэтому иски перевозчиков, возникающие в связи с осуществлением перевозки грузов, к которым не приложены документы, подтверждающие предъявление ими претензий грузоот­правителям, грузополучателям, владельцам железнодо­рожных путей необщего назначения, обслуживающим их своим локомотивом, подлежат принятию арбитражными судами и рассмотрению в общем порядке.

Соблюдение перевозчиком претензионного порядка требуется лишь в том случае, если это предусмотрено договором.

53. Иски, возникшие в связи с осуществлением пере­возки грузов как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридиче­ским лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока ис­ковой давности — в течение года со дня наступления со­бытия, послужившего основанием для предъявления та­ких исков.

54. Признать утратившими силу Постановление Плену­ма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 года № 18 «О некоторых вопросах су­дебной практики арбитражных судов в связи с введени­ем в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» и Постановление Пленума Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 года № 1 «О некоторых вопросах практи­ки применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации».

* В настоящее время действуют Правила, утвержденные Приказом Министерст­ва путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, зарегистриро­ванные Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003 № 4764.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации А. Иванов

Секретарь Пленума,

судья Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации А. Козлова