Годовое собрание АО: если не утвердили отчетность

| консультации | печать

На годовом собрании акционеров ОАО не утверждена бухгалтерская отчетность. Надо ли проводить внеочередное общее собрание? Нужно ли проводить повторное собрание, если не избрана ревизионная комиссия, не утвержден аудитор общества?

Определимся сначала с понятиями годового, внеочередного и повторного общего собрания акционеров.

Высшим органом управления общества согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208ФЗ «Об акционерных обществах» является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Иными словами, годовое общее собрание должно проводиться в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня.

Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (п. 2 ст. 47 Закона об АО).

Итак, законодатель определил две формы существования выс­шего органа управления — годовое и внеочередное собрание. При этом общее собрание (годовое или внеочередное) может быть проведено повторно (повторное общее собрание), но только при отсутствии кворума.

Буква закона

Пункт 1 ст. 58 Закона об АО

Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров согласно п. 3 ст. 58 Закона об АО должно быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня.

К сведению

Если кворум не состоялся при проведении внеочередного общего собрания, созвать повторное внеочередное собрание общество вправе, но не обязано (п. 3 ст. 58 Закона об АО).

Таким образом, повторное общее собрание проводится только при условии, что предыдущее собрание не собрало достаточное количество участников, обеспечивающее кворум.

Одобрение или отклонение решений по вопросам повестки дня зависит от акционеров, участвующих в собрании. Любой из вопросов в итоге может быть решен отрицательно: участники проголосуют против.

Такой исход вовсе не идентичен отсутствию кворума, а указывает на то, что кворум состоялся. Поэтому проводить «повторное» годовое общее собрание общество в рассматриваемом случае не только не обязано, но и не вправе. Речь может идти только о внеочередном общем собрании.

Причем обязанность проводить внеочередное собрание самим Законом об АО не предусмотрена. Вместе с тем такая необходимость следует из других законодательных актов.

Бухгалтерская отчетность

Общество согласно п. 1 ст. 88 Закона об АО обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Законом об АО и иными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 15 Закона о бухгалтерском учете сказано, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязывает налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете.

В пункте 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете определено, что годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности является исключительной компетенцией общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Только высший орган управления в лице общего собрания вправе принимать решения по вопросам утверждения годовой отчетности общества (подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Указанные вопросы не могут быть переданы на решение другим органам общества (п. 2 ст. 48 Закона об АО).

Срок для представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы установлен п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете и не должен превышать 90 дней по окончании года. Вместе с тем следует учитывать положения ст. 47, п. 1 ст. 48 и п. 1 ст. 88 Закона об АО, которыми установлено, что общество обязано представить отчетность, утвержденную общим собранием акционеров, в срок не позднее шести месяцев после окончания финансового года, то есть не позднее 30 июня. Следовательно, непредставление отчетности акционерным обществом считается нарушением законодательства только после 30 июня (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 № Ф093425/08С3 по делу № А7626547/07, Определение ВАС РФ от 15.09.2008 № 11857/08).

За непредставление бухгалтерской отчетности в определенные законодательством сроки может последовать ответственность в виде финансовых санкций (п. 2 ст. 88 Закона об АО, ст. 18 Закона о бухгалтерском учете). Например, штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Правомерность наложения штрафа за непредставление бухгалтерской отчетности подтверждается и арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 21.11.2008 № 14885/08 по делу № А4059858/07115371, постановления ФАС Московского округа от 04.08.2008 № КАА40/690608 по делу № А4059858/07115371, Центрального округа от 25.07.2007 по делу № А645050/ 0615, от 25.07.2007 по делу № А645050/0615).

Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена административная ответственность. За подобные нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 100 до 300 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Причем его уплата не освобождает организацию от представления бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

К сведению

Требования к годовому отчету акционерных обществ, подлежащему утверждению общим собранием акционеров, содержатся в постановлении ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Ревизионная комиссия

Для осуществления контроля над финансово­хозяйственной деятельностью акционерного общества ст. 85 Закона об АО предусмотрено создание специального органа акционерного общества — ревизионной комиссии. Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Данный вопрос не может быть передан на утверждение иным органам управления, равно как и утверждение годовой бухгалтерской отчетности.

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности предваряется утверждением ее ревизионной комиссией или ревизором общества (п. 3 ст. 88 Закона об АО). Поэтому неизбрание контрольного органа общества повлечет неутверждение им годовой бухгалтерской отчетности в следующем году. О санкциях за нарушение представления утвержденной в установленном порядке годовой отчетности сказано выше.

Более того, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам, изложенному в письме от 28.02.2000 № ИК07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии», если по каким­либо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий считается истекшим и общество должно созвать внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа. Такая позиция согласуется с ежегодным переизбранием контрольного органа, установленным ст. 47 и 48 Закона об АО.

Аудитор

Согласно п. 1 ст. 86 Закона об АО аудитор общества осуществляет проверку финансово­хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. Общества, имеющие организационноправовую форму открытого акционерного общества, обязаны проводить ежегодный аудит (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Перед опубликованием обществом годовой бухгалтерской отчетности на основании ст. 92 Закона об АО общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Утверждение аудитора общества является исключительной компетенцией общего собрания акционеров (п. 2 ст. 86, подп. 10 и п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Итак, в Законе об АО и других законодательных актах отсутствует прямое указание на обязанность общества созвать внеочередное общее собрание, если на годовом собрании не утверждена финансовая отчетность, не избрана ревизионная комиссия и не утвержден аудитор общества. Но практическая необходимость в созыве внеочередного собрания существует, ведь иначе обществу может грозить налоговая или административная ответственность.

Мнение специалиста

Павел Филимошин, заместитель начальника Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 58) обязывает проводить повторное общее собрание акционеров при отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров. Если имелся кворум хотя бы по одному вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров, оно будет считаться состоявшимся и соответственно не будет обязанности по проведению повторного общего собрания акционеров с той же повесткой дня.