Можно ли учесть затраты на изучение рынка в расходах на УСН?

| консультации | печать
Компания, являющаяся СМИ, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Она в качестве заказчика заключает договор с исполнителем, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, связанные с аналитическим исследованием рынка. Можно ли учесть затраты на оплату услуг исполнителя в расходах по УСН?

Учесть в расходах по УСН затраты на оплату услуг исполнителя по аналитическому исследованию рынка не получится. Расскажем подробнее.

Перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Минфин России неоднократно разъяснял, что этот перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит (письма от 22.05.2024 № 03-11-11/46650, от 16.05.2024 № 03-11-11/45088, от 01.03.2024 № 03-11-06/2/18586 и другие).

В перечне расходы на услуги, связанные с аналитическим исследованием рынка, а также на маркетинговые и информационные услуги, не поименованы. Это подтверждается разъяснениями, данными в письме УФНС России по г. Москве от 03.03.2005 № 18-11/3/14740. Налоговики указали, что п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены расходы по оплате услуг по исследованию рынка. В связи с этим указанные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу.

В перечне разрешенных расходов есть материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. Минфин России и суды допускают учет на УСН затрат по оплате услуг сторонних организаций по исследованию рынка в качестве материальных расходов, только если компания сама занимается исследованием рынка.

Так, в письме от 29.01.2015 № 03-11-06/2/3237 Минфин России пришел к выводу, что организация, применяющая УСН и занимающаяся исследованием конъюнктуры рынка печатной продукции и выявлением общественного мнения о различных печатных изданиях, вправе при определении объекта налогообложения включить в состав расходов материальные расходы, связанные с получением оперативной информации о продажах печатных изданий и динамике изменения потребительского спроса под влиянием различных факторов.

ФАС Уральского округа в постановлении от 04.09.2006 № Ф09-7723/06-С1 по делу № А47-1281/06 посчитал правомерным учет в расходах на УСН затрат на оказание услуг сторонними организациями по изучению рынка информационных и рекламных услуг компанией, основным видом деятельности которой является оказание информационных услуг, поиск и распространение информации. Суд указал, что поскольку такой вид деятельности для компании является производственным, затраты на покупку информации, используемой им в дальнейшем для получения конечного информационного продукта, также имеют производственный характер.

А вот если компания занимается иной деятельностью (не связанной с изучением конъюнктуры рынка), учесть в расходах на УСН затраты на услуги сторонних организаций по изучению конъюнктуры рынка в качестве материальных расходов не получится.

В письме от 22.10.2004 № 03-03-02-04/1/31 Минфин России разъяснил, что компания, занимающаяся оптовой торговлей, не может учесть в качестве материальных расходов затраты на маркетинговые услуги, оказываемые сторонними организациями. Такие услуги для нее не являются услугами производственного характера. Соответственно, затраты налогоплательщика на их оплату не могут относиться к материальным расходам.

Такой же подход продемонстрировал и ФАС Центрального округа в постановлении от 23.12.2005 по делу № А36-966/2005. Он рассмотрел ситуацию, когда компания, занимающаяся оптовой торговлей, включила в расходы на УСН затраты на оплату услуг сторонних организаций по поиску покупателей, которые она реализовывала как комиссионер. Компания считала, что стоимость данных услуг для нее, как организации, осуществляющей оптовую торговлю, может быть отнесена к расходам по УСН в качестве материальных расходов. Она также полагала, что изучение конъюнктуры рынка и поиск покупателей является отдельной операцией по оказанию услуг оптовой торговли при определении характера затрат в целях налогообложения.

Признавая несостоятельным данный довод, суд указал, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), законодатель отнес к прочим, а не к материальным расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы невозможно считать материальными затратами при исполнении компанией договоров комиссии, так как реализации подлежал товар, не являющийся собственностью комиссионера. Суд также указал, что ст. 346.16 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы при определении объекта налогообложения в случае применения УСН. Стоимость услуг по изучению рынка товаров, сбор информации, поиск покупателей не входит в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ.