Сертификат резидентства в связи с выплатой процентов: нюансы заполнения налогового расчета

| консультации | печать
Российская организация и компания, зарегистрированная в ОАЭ, заключили договор займа. Российская организация в конце 2023 г. выплатила часть начисленных по договору займа процентов. Фактический получатель дохода — физическое лицо, являющееся резидентом Республики Казахстан. В налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов обществу следует заполнить раздел 3. В нем нужно указать данные о физическом лице. Как в этой ситуации обществу поступить с сертификатом резидентства в связи с выплатой процентов? И нужно ли в разделе 3 в подразделе 3.1 налогового расчета заполнять строку «документ, подтверждающий постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве получателя дохода» реквизитами сертификата?

Как следует из вопроса, в приведенном случае российская организация выплачивает доход иностранной организации (резиденту ОАЭ), в то время как фактическим получателем такого дохода является другое лицо — физическое лицо, являющееся резидентом Республики Казахстан.

В такой ситуации применяется так называемый «сквозной» подход к налогообложению доходов, установленный в п. 4 ст. 7 НК РФ.

С учетом подп. 2 п. 4 ст. 7 НК РФ суть данного подхода заключается в том, что если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы, является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы в соответствии с порядком, предусмотренным данным международным договором.

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ приведены документы, которые должны быть представлены налоговому агенту иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода:

  • подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения;

  • подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Согласно п. 1.1 ст. 312 НК РФ, если в отношении доходов от источников в РФ иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица) признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров РФ и (или) настоящего Налогового кодекса РФ могут быть применены к иному лицу, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы, а в случае выплаты доходов в виде дивидендов — если такое лицо также прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в настоящей статье.

Таким образом, в ситуации, когда фактическим получателем дохода, выплачиваемого иностранной организации, является другое лицо, то налоговый агент вправе применить преференции, установленные соответствующим международным соглашением (например, пониженную ставку налога) только в случае получения от такого лица вышеупомянутых документов, предусмотренных в п. 1 ст. 312 НК РФ.

При этом в указанной ситуации в Налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов, утв. приказом ФНС России от 26.09.2023 № ЕД-7-3/675@ (далее — налоговый расчет), подлежит заполнению также подраздел 3.3 «Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход» раздела 3.

Еще в указанном разделе, помимо прочего, отражается дата и номер документа (при его наличии), подтверждающего постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве лица, имеющего фактическое право на доход (п. 88 Порядка заполнения формы Налогового расчета).

Таким образом, сведения о документе, подтверждающем постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве, которое общество получило в отношении фактического получателя дохода (гражданина Республики Казахстан), необходимо отразить непосредственно в подразделе 3.3 раздела 3.

Относительно необходимости истребования и получения от иностранного заимодавца, не являющегося фактическим получателем дохода в виде процентов по займу, документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве, отметим следующее.

В пункте 1 ст. 312 НК РФ в данной норме упоминается иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода; у иностранной организации, которая не имеет фактического права на получение выплачиваемого ей дохода, обязанности по представлению документов, указанных в п. 1 ст. 312 НК РФ, не возникает.

По сути, наличие документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве, необходимо для получения возможности применять налоговые преференции, установленные соответствующим международным соглашением. В рассматриваемой ситуации общество будет применять преференции, установленные международным соглашением, действующим в отношении страны, резидентом которой является фактический получатель дохода (то есть международным соглашением, заключенным между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствует не только обязанность, но и смысл в получении от заимодавца, зарегистрированного в ОАЭ, документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве.

При этом в подразделе 3.1 «Сведения об иностранной организации — получателе дохода» раздела 3 предусмотрены строки для отражения сведений о документе, подтверждающем постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве получателя дохода. В то же время из п. 60 Порядка заполнения формы Налогового расчета следует, что сведения о таком документе отражаются в подразделе 3.1 раздела 3 при наличии у налогового агента.

Таким образом, и из данного пункта также не следует обязательное заполнение сведений о документе, подтверждающем постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве получателя дохода.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что у налогового агента отсутствует обязанность в истребовании у иностранной организации (резидента ОАЭ) документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве (ОАЭ).