Медосмотр и документы при перевозке командированных лиц

| консультации | печать
Необходимо ли прохождение послерейсового медосмотра водителя легкового автомобиля при направлении его в командировку в целях доставки иных командируемых должностных лиц? Каков порядок, документальное оформление при направлении водителя в командировку в данном случае?

Целью послерейсовых медицинских осмотров является выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. 5 п. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, далее — Порядок). Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Пассажиром является лицо (кроме водителя), находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него) (п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.93 № 1090). Поскольку в рассматриваемой ситуации водитель перевозит командированных лиц, то есть пассажиров, по возвращении из рейса он должен пройти послерейсовый медицинский осмотр. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (п. 17 Порядка).

Перед поездкой нужно оформить путевой лист на автомобиль (п. 8 и 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, далее — Порядок заполнения путевых листов). В нем обязательно нужно указать:

  • наименование и номер путевого листа;

  • сведения о сроке действия путевого листа;

  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

  • сведения о транспортном средстве;

  • сведения о водителе;

  • сведения о перевозке (п. 1 Порядка заполнения путевых листов).

При поездках, занимающих более одного дня, в сведениях о сроке действия путевого листа указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (п. 2 Порядка). В рассматриваемой ситуации в путевом листе нужно указать дату выезда автомобиля в рейс и дату его возвращения по окончании командировки.

Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок (п. 6 Порядка заполнения путевых листов). Из разъяснений, данных в письме Минтранса России от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ, следует, что применительно к рассматриваемой ситуации в путевом листе в графе «Вид сообщения» нужно указать «междугороднее», а в графе «Вид перевозки» — «перевозка для собственных нужд» (подробнее о письме см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 10, 2021).

Поскольку водитель направляется в командировку, нужно оформить соответствующий приказ, а также выдать ему аванс на оплату бензина, найма жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Это следует из п. 3 и 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.