Автомобиль для дистанционного работника

| консультации | печать
Организация, расположенная в Москве, применяет общую систему налогообложения. Она собирается купить автомобиль для его эксплуатации дистанционным работником в другом регионе, в котором у компании нет обособленных подразделений. Где ставить этот автомобиль на учет: в регионе эксплуатации или в Москве? Что будет с транспортным налогом? Надо ли при поездках дистанционного работника на автомобиле оформлять путевые листы?

Регистрация автомобиля

Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД России утверждены приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 (далее — Правила). Ими установлено, что проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции вне зависимости от места регистрации физического или юридического лица либо индивидуального предпринимателя (п. 25 Правил). При этом регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 28 Правил).

В тексте вопроса указано, что в регионе эксплуатации автомобиля у компании нет обособленных подразделений. Наличие в этом регионе дистанционного работника, который будет эксплуатировать автомобиль, также не приведет к созданию обособленного подразделения. Дело в том, что для возникновения обособленного подразделения необходимо создание стационарных рабочих мест (п. 2 ст. 11 НК РФ). А из определения дистанционной работы, приведенного в ст. 312.1 ТК РФ, следует, что она осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места. Поэтому признаков обособленного подразделения в этом случае не возникает (письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61300).

Таким образом, компания может произвести регистрационные действия, связанные с постановкой автомобиля на учет, как в Москве, так и в регионе, где будет эксплуатироваться автомобиль. Но в любом случае он будет зарегистрирован по месту нахождения компании в г. Москве.

Транспортный налог

Уплата транспортного налога производится в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Налоговая декларация по транспортному налогу представляется организациями в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ).

Местом нахождения транспортных средств признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Согласно положениям п. 5 ст. 83 и п. 4 ст. 85 НК РФ постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, сообщаемых налоговикам органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Как мы уже выяснили выше, автомобиль независимо от места совершения регистрационных действий будет зарегистрирован по месту нахождения организации в г. Москве. Следовательно, местом нахождения автомобиля будет г. Москва, и именно в Москве организация будет платить транспортный налог и представлять по нему декларацию.

Нужен ли путевой лист

Путевой лист должен оформляться на каждое транспортное средство, используемое компанией для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152). В пункте 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Таким образом, путевой лист нужен, когда на автомобиле компании производится перевозка пассажиров, багажа или грузов.

Пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.93 № 1090, предусмотрено, что пассажиром является лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Следовательно, если в автомобиле помимо водителя находятся другие люди, например сотрудники компании, это будет считаться перевозкой пассажиров и на данную поездку должен быть оформлен путевой лист. Это подтверждается выводами, сделанными Верховным судом РФ в Определении от 01.09.2014 № 302-КГ14-529. Он указал, что компания, использующая свои автомобили для перевозки сотрудников и грузов, обязана соблюдать порядок заполнения путевых листов.

А нужен ли путевой лист, если на автомобиле ездит только один сотрудник, который этим автомобилем управляет и при этом не перевозит других лиц и (или) грузы? В судебной практике есть решения, из которых следует, что в такой ситуации путевой лист не обязателен.

Так, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 21.12.2015 № А03-4759/2015 указал, что автомобиль, зарегистрированный за компанией, используется директором и главным инженером для личного передвижения. Перевозка иных сотрудников на указанном транспортном средстве не осуществляется. Следовательно, компания не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и возложение на нее обязанностей, указанных в предписании Госавтонадзора, в том числе по оформлению путевых листов, является необоснованным.

А в постановлении от 24.03.2015 по делу № А57-13332/2014 АС Поволжского округа отметил, что автомобили закреплены за отдельными работниками, которые используют их для выполнения трудовых обязанностей. Компания не осуществляет перевозку в этих авто других сотрудников. Поэтому у нее отсутствует обязанность исполнения требований законодательства, регламентирующего деятельность по эксплуатации транспортных средств.

Между тем обратите внимание: при отсутствии путевых листов у компании могут возникнуть трудности с учетом затрат на ГСМ в расходах. Дело в том, что одних чеков АЗС для этого недостаточно. Необходим еще документ, подтверждающий использование автомобиля в служебных целях, расход топлива, пройденный километраж и маршрут следования. А таким документом как раз и является путевой лист. Правда, специалисты финансового ведомства в письме от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354 отметили, что организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом они также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ. При составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.