Каковы последствия невозможности исполнения договора на выполнение опытно-конструкторских работ?

| консультации | печать
Наша компания является исполнителем по договору на выполнение опытно-конструкторских работ. В ходе их выполнения мы установили, что для получения результата, предусмотренного в техническом задании, необходимо проведение дополнительных (не входящих в предмет договора) работ. Это, в свою очередь, повлечет дополнительные и весьма существенные затраты. Мы сообщили о проблеме заказчику. Но он отказывается давать дополнительное финансирование. Ответил, что мы должны обеспечить предусмотренный договором результат, иначе он платить не будет и предъявит к нам иск о взыскании убытков за нарушение договорного обязательства. Кто прав в данной ситуации? Можем ли мы получить хоть что-то с него? До сих пор он оплачивал проведенные нами работы.

В соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Опытно-конструкторские работы — это работы по моделированию и созданию опытного образца нового изделия, отвечающего требованиям заказчика, работы по осуществлению испытаний такого образца и подготовке конструкторской документации на такой образец.

Ответственность исполнителя по договорам на выполнение НИР и ОКР носит ограниченный характер. Он обязан возместить убытки, причиненные им заказчику, но в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если только договором не предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору (п. 2 ст. 777 ГК РФ). Упущенная выгода подлежит возмещению только тогда, когда это прямо предусмотрено договором.

Кроме того, исполнитель по договору о выполнении НИОКР несет ответственность только при наличии вины (п. 1 ст. 777 ГК РФ), что связано с особенностями предмета данного договора и творческим характером работ. Но при этом исполнитель предполагается виновным и должен доказать отсутствие своей вины. Если это ему не удастся, он должен признаваться виновным в нарушении договора.

Важную особенность рассматриваемых договорных обязательств, обусловленную творческим характером деятельности исполнителя, составляет риск случайной невозможности их исполнения. В соответствии с п. 3 ст. 769 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, этот риск несет заказчик как экономически более сильная сторона. При этом ГК РФ предусмотрел обязанность исполнителя незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы.

Работы по договору должны быть выполнены надлежащим образом. Прежде всего это касается качества и объема проводимых работ. Объем работ, а также предъявляемые к ним требования, как правило, определяются техническим заданием. Работы должны осуществляться в соответствии с установленными в данном документе задачами и планом с использованием обозначенных в нем методов.

Если техническое задание сформулировано достаточно абстрактно, необходимо исходить из обычно предъявляемых требований к соответствующим НИОКР. Исполнитель должен осуществлять работы на основе современных методик, учета актуальных научных концепций, сложившихся в соответствующей сфере, полного и всестороннего изучения исходных данных, учета всех возможных факторов, которые могут повлиять на ход и результаты работ. Расчеты, осуществляемые исполнителем, должны быть точными, а выводы — логичными, аргументированными, непротиворечивыми и соответствующими поставленным перед исполнителем вопросам и задачам. Исполнитель должен стремиться к максимально возможной полезности своих результатов, то есть сочетать высокий научный и технический уровень с минимальными затратами при максимальной экономической отдаче.

Невозможность достижения ожидаемых результатов или нецелесообразность дальнейшего проведения работ влечет за собой досрочное расторжение договора. Невозможность исполнения договора может характеризоваться действиями заказчика, третьих лиц, не позволяющих исполнителю выполнить работу, а также выводом исполнителя о невозможности продолжения выполнения работ.

На практике суды констатировали невозможность исполнения, в частности, в следующих ситуациях:

когда возникла необходимость в проведении дополнительных исследований, которые не были включены в предмет договора — установлено, что обозначенные в техническом задании виды работ не могут привести к ожидаемым результатам (см. постановление АС Северо-Западного округа от 11.02.2019 № Ф07-349/2019 по делу № А56-48791/2018);

отсутствие финансирования со стороны заказчика, необходимого для продолжения работ (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 16.10.2015 № Ф01-4161/2015, Ф01-4521/2015 по делу № А43-19806/2013).

Под нецелесообразностью дальнейшего выполнения работ понимается объективная потеря заинтересованности заказчика в проведении работ (см. постановление АС Московского округа от 18.02.2015 Ф05-16998/2014 по делу № А41-18988/14).

В одном из дел исполнитель проводил ОКР по доработке станка российского производства в целях получения на нем ткани, аналогичной представленной заказчиком. Заказчика не устроила полученная ткань. В деле были представлены доказательства (письмо ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет») того, что искомую ткань можно получить лишь на импортном оборудовании, на станках же СТБ в России такой вид ткани не вырабатывался. Для ее выработки требуются опытно-конструкторские работы в отношении узлов тканеформирования ткацкого станка. Проведение таких работ не охватывалось предметом договора. Суд признал, что вина исполнителя в недостижении оговоренного результата отсутствует. Заказчик несет бремя возмещения фактических затрат исполнителя на проведение ОКР (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 31.01.2018 № Ф01-6264/2017 по делу № А79-1012/2017).

Последствия расторжения договора в связи с невозможностью или нецелесообразностью дальнейшего выполнения работ различаются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Применительно к НИР заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость работ, проведенных до получения отрицательного результата, хотя и не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре (ст. 775 ГК РФ). Если же невозможность достижения ожидаемого результата (возникшая не по вине исполнителя) выявлена в ходе проведения опытно-конструкторских или технологических работ, то заказчик оплачивает исполнителю лишь понесенные затраты, а не всю стоимость работ (ст. 776 ГК РФ).

Однако и при обнаружившейся невозможности достижения результата исполнитель обязан передать заказчику те результаты, которые он в итоге получил.

Исходя из представленной информации можно заключить, что при выполнении вами работы возникла объективная невозможность исполнения, вызванная, с одной стороны, необходимостью проведения дополнительных работ, не включенных в предмет договора, а с другой — отказом заказчика финансировать необходимые работы. В таком случае вы не несете ответственности за нарушение договора. Заказчик должен оплатить понесенные вами расходы. Однако на полную оплату проведенных работ вы не можете рассчитывать.