1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 124

Была незавершенка, стал новый объект

У компании числится на балансе объект незавершенного строительства. Руководство приняло решение частично демонтировать этот объект и на его основе соорудить объект нового назначения. Затраты по незавершенному строительству компания полностью списала во внереализационные расходы. При проведении проверки налоговая инспекция исключила из расходов такие затраты. Правомерны ли действия проверяющих?

Фискальный подход

Свою позицию по данному вопросу специалисты ФНС России высказали в письме от 27.08.2018 № СД-4-3/16501@. Налоговики указали, что в рассматриваемой ситуации компании не вправе списывать стоимость незавершенного строительства во внереализационные расходы. По их мнению, ту часть стоимости незавершенки, которая будет использоваться при новом строительстве, нужно учесть в стоимости вновь создаваемого объекта. Ведь первоначальную стоимость строящегося объекта формируют все затраты, связанные с его сооружением (п. 1 ст. 257 НК РФ).

А вот часть стоимости объекта незавершенного строительства, которая демонтируется и не используется при создании нового объекта, учесть для целей налогообложения прибыли нельзя. ФНС России объясняет это тем, что незавершенное строительство представляет собой затраты по созданию объекта амортизируемого имущества. А Налоговым кодексом установлен прямой запрет на учет таких затрат в расходах при исчислении налога на прибыль (п. 5 ст. 270 НК РФ). При этом согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ во внереализационные расходы можно включить только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).

Минфин России тоже считает, что во внереализационные расходы можно включить только затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства. А сама стоимость ликвидируемого объекта в расходах по налогу на прибыль не учитывается (письма от 20.01.2017 № 03-03-06/1/2486, от 07.10.2016 № 03-03-06/1/58471, от 23.11.2011 № 03-03-06/1/772).

Спорить или нет?

У судов нет единого мнения о том, может ли компания учесть в расходах по налогу на прибыль стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства.

Так, в постановлении от 29.09.2017 № Ф02-5060/2017 АС Восточно-Сибирского округа рассмотрел следующую ситуацию. У компании имелось оборудование, которое не вводилось в эксплуатацию, поскольку оно могло функционировать только в составе строящейся плавильной печи. Так как построенная печь не прошла испытания под нагрузкой и подлежала ликвидации, компания решила списать оборудование. Она учла его стоимость во внереализационных расходах.

Но суд указал, что расходы, состоящие из стоимости выводимых из эксплуатации объектов, в ст. 265 НК РФ не поименованы. Поэтому компания не вправе была учитывать их во внереализационных расходах.

Суд также отметил, что, если на базе ликвидируемой печи будет создана новая, оборудование может быть учтено в составе основных средств при вводе новой печи в эксплуатацию.

Следует сказать, что именно на это решение суда сослалась ФНС России в письме от 27.08.2018 № СД-4-3/16501@ в подтверждение своей позиции.

Между тем есть решения судов, где арбитры приходят к выводу о возможности учета стоимости ликвидируемых объектов во внереализационных расходах. Например, АС Уральского округа в постановлении от 18.01.2018 № Ф09-8546/17 признал правомерным учет стоимости незавершенного строительства торгово-развлекательного комплекса, который подлежал ликвидации. Он указал, что перечень внереализационных расходов не является закрытым. Согласно п. 2 ст. 265 НК РФ в их число входят убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. Кроме того, в состав внереализационных расходов включаются и другие обоснованные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому компания имела полное право учесть во внереализационных расходах стоимость ликвидируемого объекта.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 15.03.2016 № Ф04-284/2016.