1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 206

Личный кабинет как средство общения с налоговиками

Какие задачи можно решать с помощью личного кабинета налогоплательщика? Как получить к нему доступ?

Личный кабинет налогоплательщика — это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России и используется для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом (ст. 11.2 НК РФ). Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России (далее — Порядок) утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ (вступил в силу с 11 августа 2015 г.).

Личный кабинет позволяет пользователю дистанционно:

  • получать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, транспортных средствах, сведения о которых имеются у налоговиков и которые подлежат налогообложению, о суммах начисленных и уплаченных налогов, наличии переплат, задолженности по налогам перед бюджетом;

  • получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;

  • оплачивать налоги;

  • заполнять в режиме онлайн декларацию по НДФЛ и направлять ее в налоговый орган;

  • отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по НДФЛ;

  • направлять в адрес налоговиков документы, например, сообщение о недвижимости и транспортных средствах;

  • обращаться в налоговые органы без личного визита.

Обратите внимание: если гражданин хочет, чтобы все документы от налоговиков приходили к нему не по почте, а через личный кабинет, он должен представить в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@. Направить такое уведомление налоговикам можно и через личный кабинет (подп. 1 п. 7 Порядка).

Как получить доступ  к кабинету? Есть три варианта:

1) с помощью логина и пароля. Для получения логина и пароля нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика (п. 9 Порядка), предъявив при этом паспорт и свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе (п. 12 Порядка). При обращении в инспекцию по месту жительства нужны только заявление и паспорт. Форма заявления приведена в  приложении 1 к Порядку. После получения заявления налоговики в течение 15 минут должны выдать гражданину регистрационную карту, в которой указан логин и первичный пароль для доступа в кабинет (подп. 1 п. 11 Порядка).

Обратите внимание: при первом входе в кабинет необходимо сменить первичный пароль (п. 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (п. 16 Порядка). В такой ситуации нужно обратиться в налоговую инспекцию, которая выдала регистрационную карту, за новым первичным паролем;

2) с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты). При таком способе посещения налоговой инспекции не требуется. Но необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись или универсальную электронную карту.

Получить электронную подпись можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России. Список таких центров можно найти на сайте Минкомсвязи России (http://minsvyaz.ru). Выдача универсальных электронных карт гражданам осуществляется уполномоченными организациями субъектов РФ. Как и где получить карту, можно узнать по адресу: http://www.uecard.ru/for-citizens/how-to-get/.

При таком способе подключения гражданин заполняет в электронном виде заявление на подключение со стартовой страницы личного кабинета. После авторизации пользователю предлагается задать пароль, после чего вход в кабинет может осуществляться как с использованием электронной подписи (универсальной карты), так и с помощью логина и пароля;

3) с помощью своей учетной записи на Едином портале госуслуг. Этим способом могут воспользоваться только лица, которые зарегистрированы на Едином портале госуслуг и лично обращались для своей идентификации в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), отделение ФГУП «Почта России», МФЦ России, центр обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком», другие уполномоченные организации.

Если реквизиты доступа к порталу госуслуг были получены заказным письмом по почте, войти в личный кабинет с помощью учетной записи на едином портале госуслуг не получится. Это ограничение связано с тем, что в личном кабинете содержатся сведения, составляющие налоговую тайну.

Процедура передачи документов (сведений) налоговикам через личный кабинет выглядит следующим образом:

гражданин формирует документ в электронном виде по формату, утвержденному ФНС России. Документ обязательно должен быть подписан либо усиленной квалифицированной электронной подписью, либо усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 24 Порядка);

  • сформированный и подписанный документ отправляется налоговикам;

  • в течение одного рабочего дня с момента получения документа налоговики формируют либо квитанцию о приеме (и размещают ее в личном кабинете налогоплательщика), либо уведомление об отказе в приеме.

Перечень оснований для отказа в приеме документов установлен в п. 25 Порядка:

  • документы не соответствуют установленным форматам;

  • документы переданы в налоговый орган, к компетенции которого не относится их рассмотрение;

  • в документах отсутствует усиленная квалифицированная (неквалифицированная) электронная подпись;

  • к переданным документам не приложены документы (копии документов), если их приложение прямо предусмотрено законодательством о налогах и сборах.