Цены на сайте — не оферта, если не содержат всех существенных условий договора

| консультации | печать
Наша организация заказала транспортные услуги у компании-перевозчика исходя из тарифов, указанных на сайте. При обсуждении заказа по элект­ронной почте с менеджером компании-перевозчика он эти тарифы подтвердил. Однако когда нам пришел счет на предварительную оплату, оказалось, что тарифы в нем на 20—25% выше, чем тарифы, указанные на сайте. В компании нам пояснили, что информация на сайте неактуальна, ее просто забыли обновить. Можем ли мы не оплачивать такой счет и добиться оказания услуг по цене, указанной на сайте?

В данной ситуации у заказчика не получится добиться заключения договора и оказания услуг по ценам, указанным на сайте организации, оказывающей транспортные услуги, поскольку данная информация не является публичной офертой.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ).

Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Таким образом, для того, чтобы предложение можно было расценивать как оферту, необходимо, чтобы оно содержало все существенные условия договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации речь идет о заключении договора перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Кроме того, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.02.2008 по делу № А11-5594/2006-К1-2/250 пришел к выводу, что соглашение о предмете перевозки считается достигнутым, если согласованы условия о виде груза, его весе, объеме и условиях перевозки. К существенным условиям договора перевозки груза также можно от­нести срок доставки груза, пункт отправления и назначения перевозки, срок и порядок предоставления и использования транспорта (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 № Ф03-6241/2012). Помимо этого, к существенным условиям относятся наименование и количество груза, маршрут перевозок (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 по делу № ­А33-13028/2010).

Очевидно, что вся эта информация не может быть прописана на сайте организации, оказывающей транспортные услуги. Реклама и иные предложения, адресованные не­определенному кругу лиц, рассмат­риваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Таким образом, информация на сайтах организаций, оказывающих услуги по перевозке грузов, имеет статус рекламы.

Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (ст. 154 ГК РФ). Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 414 ГК РФ).

Поэтому заказчик услуг должен оплатить услуги по ценам, которые были предварительно согласованы с исполнителем. Заказчик, получив счет исполнителя, может согласиться и оплатить транспортные услуги по предложенным исполнителем ценам или же, при несогласии с такими ценами, данный счет не оплачивать, тем самым отказавшись от заключения договора с исполнителем.

Для компании-перевозчика использование «ненастоящих тарифов» может повлечь и неблагоприятные последствия — административную ответственность за недостоверную рекламу в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 14.3 КоАП РФ).