Учет по местонахождению недвижимости

| консультации | печать
В октябре 2013 г. организация приобрела помещение под склад в другом городе, но с подачей документов на государственную регистрацию права собственности на него произошла задержка — свидетельство до сих пор не оформлено. В ноябре 2013 г. объект недвижимости был принят на учет в качестве основного средства и введен в эксплуатацию. Признается ли организация в этом случае плательщиком налога на имущество по местонахождению склада?

Да, признается, и вот почему.

Недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, по правилам бухгалтерского учета признается объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Актив принимается к учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются определенные условия (п. 4 ПБУ 6/01, утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Во-первых, объект должен быть предназначен для длительного (свыше 12 месяцев) использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Во-вторых, он должен быть способен приносить экономические выгоды в будущем. В-третьих, организация не планирует перепродавать данный объект. Если все перечисленные условия выполняются, то склад необходимо принять на учет в качестве основного средства и начать уплачивать в отношении него налог на имущество. Дополнительно отметим, что поскольку право собственности на помещение не зарегистрировано, оно подлежит учету на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Факт несвоевременного оформления права на имущество не может служить основанием для освобождения организации от обязанности по его учету и налогообложению. К такому выводу пришел КС РФ в Определении от 14.12.2004 № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации». Судьи указали, что иное толкование ст. 374 НК РФ противоречило бы действительному экономическому положению налогоплательщика, создавало бы для него необоснованную налоговую выгоду и ставило бы в неравное положение других налогоплательщиков, обладающих объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке.

Высшие арбитры также указывают, что в случае приобретения в собственность объектов недвижимости организация становится плательщиком налога на имущество независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности. Ведь в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации обязанность по уплате налога на имущество в отношении склада возникла у организации с момента его ввода в эксплуатацию, то есть в ноябре 2013 г. Данный вывод согласуется с официальной позицией Минфина России, изложенной в письме от 08.06.2010 № 03-05-05-01/15, и подтверждается арбитражной практикой (определения ВАС РФ от 25.05.2009 № ВАС-6326/09 и № ВАС-6250/09).

По общему правилу, если объект недвижимости расположен вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, то налог на имущество по нему исчисляется отдельно (п. 1 ст. 376 НК РФ). То же самое касается и сдачи налоговой отчетности. Декларации и расчеты по авансовым платежам в отношении таких объектов представляются по их местонахождению (п. 1 ст. 386 НК РФ). Для этого организации необходимо встать на учет в том налоговом органе, на территории которого располагается принадлежащий ей на праве собственности или ином вещном праве обособленный объект недвижимости (п. 1 и 5 ст. 83 НК РФ). Основанием для постановки на учет, в свою очередь, являются сведения, переданные налоговикам из органов Росреестра (п. 5 ст. 83, п. 4 ст. 85 НК РФ).

Как видим, если буквально трактовать нормы Налогового кодекса, получается, что до тех пор, пока право собственности организации на помещение документально не оформлено, у налоговиков отсутствуют законодательные основания для ее постановки на налоговый учет по месту нахождения склада. Однако это не так. ФНС России не раз объясняла инспекторам на местах, как следует поступать в такой ситуации (письма от 06.09.2013 № БС-4-11/16221 и от 13.11.2013 № БС-4-11/20409).

Так, налоговые органы обязаны обеспечить постановку на учет на основе любых имеющихся данных и сведений о налогоплательщике (п. 10 ст. 83 НК РФ). До завершения процедуры госрегистрации прав на обособленный объект недвижимости в качестве таких сведений налоговая служба рекомендует инспекторам на местах использовать заявление, составленное налогоплательщиком в произвольной форме, с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на госрегистрацию прав.

Это значит, что до получения свидетельства о праве собственности на помещение склада, расположенное в другом городе, организации не вправе отказать в постановке на учет в качестве плательщика налога на имущество по его месту нахождения. Для этого ей необходимо всего лишь подать в инспекцию поименованные выше документы. На основании этих документов налоговики и осуществят постановку организации на учет с присвоением КПП «41» — «Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет». Впоследствии, как только свидетельство будет оформлено, организация будет поставлена на учет по данному основанию в установленном порядке.