1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 4915

Годовой объем закупок за 2014 г. лучше преуменьшить, чем преувеличить

Заказчик планирует за счет средств, предназначенных на обеспечение деятельности в 2014 г., заключить договор на сумму до 100 000 руб. с единственным поставщиком в декабре 2013 г. Будет ли уплаченная по договору сумма входить в пятипроцентный лимит для средств, отведенный на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком в 2014 г.?
Бюджетное учреждение, Санкт-Петербург

Закон о КС принципиально меняет условия, при которых возможны закупки у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. Законодатель отказался от регулирования этого способа закупок (как и запроса котировок) через понятие одноименных товаров, которые по Закону о госзакупках нельзя за­купать у единственного поставщика на сумму большую, чем 100 000 руб. Закон о КС вводит два других ограничения этой возможности: размер процента от общего объема закупок и их ограничение в денежном выражении. С 1 января совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 5% от размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 50 млн руб. в год. Не действуют эти ограничения только на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Как же определить объем закупок в 2014 г., от которого берутся эти 5%? В переходных положениях Закона о КС сказано, что в 2014—2015 гг. планы-графики для определения объема всех закупок заказчика не учитываются, а каких-либо официальных разъяснений на этот счет пока нет. Но если заказчик завысит сумму всех закупок, от которой исчисляются эти 5%, это будет нарушением, которое может быть выявлено в ходе контрольных мероприятий в дальнейшем.

Вариантов подсчета суммы всех закупок несколько:

  • исходя из объема всех доведенных лимитов;
  • исходя из суммы всех закупок, предусмотренных планом-графиком;
  • исходя из суммы, на которую реально заключены контракты;
  • исходя из суммы, на которую контракты фактически исполнены.

Юридически верным представляется последний способ. Но, во-первых, сумма исполненных контрактов станет ясна только по итогам года. А во-вторых, есть большие сомнения, что контролеры будут отталкиваться именно от этой цифры. Скорее всего, они будут исчислять загадочные 5% одним из первых двух способов.

Мы считаем, что закупку на сумму до 100 000 руб., совершенную в 2013 г., лучше не включать в объем закупок на следующий год, несмотря на то что она совершается на средства, выделенные на закупки в 2014 г. Лучше пусть сумма, исходя из которой заказчик рассчитывает пятипроцентный лимит, окажется меньше, чем больше. Тогда, по какому бы пути ни пошел контроль, какими бы ни были официальные разъяснения, заказчик никогда не превысит лимит на закупки у единственного поставщика. ­Если же, наоборот, учесть эти суммы в объеме закупок за 2014 г., то (если окажется, что заключенные в 2013 г. договоры учитывать не нужно) лимит можно ­пере­шагнуть.