Проведение тематических семинаров

| консультации | печать
Наша организация по роду своей деятельности раз в квартал устраивает тематические семинары. В ходе налоговой проверки инспекторы сказали, что затраты на проведение таких мероприятий нужно расценивать как рекламные расходы. Так ли это?

Квалификация расходов на проведение тематических семинаров будет зависеть от того, для какого круга лиц организовывалось это мероприятие. Если семинары предназначались для неопределенного круга лиц, то это будут рекламные расходы. В противном случае это будут прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Позиция Минфина: тематические семинары — это реклама

Аналогичную ситуацию рассмотрел Минфин России в письме от 09.08.2013 № 03-03-06/1/32239. В финансовое ведомство обратилась за разъяснениями компания, которая занимается оптовой торговлей фармацевтической продукцией и товарами медицинс­кого назначения. В рамках информационно-образовательной деятельности она устраивает научные конференции, тематические семинары, симпозиумы. На них выступают приглашенные эксперты с лекциями о различных методах лечения. Для проведения таких мероприятий организация арендует помещение, осуществ­ляет буфетное обслуживание, изготавливает печатную продукцию для раздачи участникам. Вопрос: как следует расценивать для целей налогообложения прибыли названные расходы?

По мнению Минфина России, расходы организации на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов с целью привлечения новых клиентов относятся к иным видам рекламы. Поэтому для целей налогообложения прибыли они учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Финансисты аргументировали свою позицию следующим образом.

В пункте 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) сказано, что рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может быть товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара.

Особое место в Законе № 38-ФЗ отведено рекламе лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка. Согласно п. 8 ст. 24 Закона № 38-ФЗ реклама таких товаров должна проводиться только на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах, конференциях и иных подобных мероприятиях или же в специализированных печатных изданиях.

Далее финансисты привели нормы Налогового кодекса, посвященные учету расходов на рекламу. Они напомнили, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты организации:

  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на иные виды рекламы при расчете налога на прибыль признаются в размере, не превышающим 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Как видите, научные конференции, тематические семинары, симпо­зиумы не упомянуты среди ненормируемых видов рекламы. Значит, делают вывод специалисты Минфина России, расходы на проведение таких мероприятий нормируются. Причем в том, что это рекламные мероприятия, финансисты даже не сомневаются.

Все дело в круге лиц

На практике приведенная позиция специалистов финансового ведомства будет соответствовать действующему законодательству не во всех случаях. Она не вызывает сомнений только в ситуации, когда конференции, семинары и симпозиумы организовывались для неопределенного круга лиц. Напомним, что под неоп­ределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФНС России от 25.04.2007 № ­ШТ-6-3/348).

Как видите, расходы компании на проведение научных конференций, тематических семинаров и симпозиумов будут для целей налогообложения прибыли признаваться рекламными только в том случае, если организатору этих мероприятий заранее неизвестно, кто именно их посетит. У компании возникнут рекламные расходы, если, к примеру, тематический семинар был организован на специализированной выставке и его мог посетить кто угодно.

Но если компания приглашает на свои мероприятия конкретных лиц или конкретные организации, то здесь говорить о том, что у нее возникают рекламные расходы, уже нельзя. Ведь круг участников конференций, семинаров, симпозиумов определен изначально. Более того, как правило, на таких мероприятиях происходит регистрация участников. А значит, в такой ситуации не выполняется одно из условий, содержащееся в понятии «реклама», — информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц.

И уж, конечно, не возникнет рекламных расходов при проведении платных конференций, семинаров и симпозиумов. В этом случае абсолютно точно известно лицо, оплатившее участие в данном мероприятии.

На наш взгляд, в подобных ситуациях расходы следует учитывать по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Ведь в том, что такие затраты напрямую связаны с деятельностью организации, направлены на получение дохода и экономически обоснованны, никто не сом­невается.