Неоднократное приостановление проверки не нарушает права налогоплательщика

| консультации | печать
В нашей компании проводится выездная налоговая проверка. Налоговики приостанавливали проверку трижды, а теперь по решению регионального УФНС проверка продлена до шести месяцев. Можем ли мы оспорить это решение в суде, мотивировав заявление неоднократным приостановлением проверки?

На наш взгляд, никаких нарушений в действиях налоговиков нет, если только не будут нарушены общие сроки проведения проверки с учетом продления (п. 6 ст. 89 НК РФ) и приостановления проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Поэтому, если у компании нет других причин для обжалования, в удовлетворении иска скорее всего откажут. Расскажем подробнее.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев начиная со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. Однако в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а иногда и до шести месяцев на основаниях и в порядке, установленном приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Это следует из положений п. 6 ст. 89 НК РФ.

В силу п. 9 ст. 89 НК РФ инспекция вправе приостановить выездную налоговую проверку для: истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки производятся на основании решений руководителя (заместителя руководителя), которые выносятся по формам, установленным приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение общего срока налоговый орган не получил запрашиваемую информацию, то срок приостановления может быть увеличен на три месяца. Приостановление ВНП для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, инспекция вправе приостанавливать проверку неограниченное количество раз по всем основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому контрагенту налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. В арбитражной практике этот вывод также нашел подтверждение (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2008 № А11-8291/2007-К2-22/463 и Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 № Ф04-4190/2008 (7799-А45-31)).

Теперь что касается продления срока проведения проверки. В соответствии с упомянутым выше приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ основаниями продления срока проведения выездной налоговой поверки до четырех и (или) шести месяцев может являться: проведение проверок крупнейших налогоплательщиков, получение в ходе проверки информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки, наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, иные обстоятельства.

В этих «иных обстоятельствах» необходимость и сроки продления выездной налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств. То есть ни положения ст. 89 НК РФ, ни документы, разработанные ФНС России, не устанавливают никаких особых или дополнительных условий для принятия решения о продлении срока выездной проверки до шести месяцев, а также не содержат точное описание «исключительных» случаев, лишь при наступлении которых может быть вынесено решение о таком продлении. К такому выводу пришли и арбитры ФАС Московского округа в постановлении от 24.12.2012 по делу № А40-40169/12-20-209. В этом деле суды всех инстанций согласились с тем, что продление проверки ввиду ограниченных сроков проведения выездной налоговой проверки после ее возобновления, а также в связи с большим объемом затребованных первичных документов является правомерным. Учли судьи и тот факт, что сама проверяемая организация обращалась в инспекцию с просьбой продлить сроки представления запрашиваемой первички.