1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 435

НДС на бесплатную рекламу

Наше предприятие участвовало в выставке, где нами раздавались рекламные листовки и буклеты.
Не приравнивается ли такая раздача к реализации и соответственно облагается ли НДС?

Позиция налоговых органов по данному вопросу такова. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается их реализацией. Поэтому бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС в данном случае определяется исходя из рыночных цен (Письмо Минфина России от 31.03.2004 № 04-0311/52 и Письмо МНС России от 26.02.2004 № 03-108/528/18). При этом налоговики соглашаются с тем, что фактические затраты на изготовление и распространение рекламной продукции отражают их рыночную цену.

По мнению Минфина России, НДС необходимо начислять на все виды бесплатно раздаваемой рекламной и сувенирной продукции (письма от 25.11.2004 № 03-04-11/209 и от 26.11.2004 № 03-0411/211). При этом предприятие имеет право ставить к вычету всю сумму «входного» НДС, относящуюся к розданной продукции (Письмо МНС России от 26.02.2004 № 03-108/528/18).

Здесь следует сказать о том, что не все соглашаются признать раздачу рекламной продукции реализацией, по этому вопросу существует и иная точка зрения. Основана она на том, что стоимость товаров, которые раздаются покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и фактически возмещается покупателями продавцу в составе продажной цены на реализуемую продукцию(товары). Таким образом, бесплатная раздача товаров (продукции) покупателям, осуществляемая предприятием в рамках своей рекламной кампании, не может рассматриваться как безвозмездная передача товаров, являющаяся объектом обложения НДС в соответствии с п. 1ст. 146 НК РФ.

Приведенная точка зрения, отличная от мнения налоговых органов и Минфина России, может быть полезна для предприятия в споре с налоговиками, который, вероятнее всего, придется решать в суде.

Анализ арбитражной практики показывает, что при рассмотрении подобных споров суды зачастую не соглашаются с позицией налоговых органов в связи с неправомерной квалификацией последними указанных сделок как безвозмездной передачи товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 № А05-3624/04-22 и Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2003 № КА-А40/5796-03П).

В заключение отметим, что с 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 НК РФ...», которым вносятся дополнения в том числе и в ст. 149 НК РФ. Эта статья дополняется новой льготой, согласно которой освобождается от НДС передача в рекламных целях товаров(работ, услуг), расходы на приобретение (создание)единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3ст. 149 НК РФ).