Как оформить сдачу помещений в аренду

| консультации | печать
Общество сдает принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения (склады) в аренду. Выручка от аренды превышает 5% от общей выручки, поэтому доходы и расходы мы отражаем как от обычных видов деятельности. Но площади складов большие, и несколько клиентов арендуют один склад, как правило, на срок от одного до одиннадцати месяцев. Обязательно ли в данном случае отражать эти объекты как основные средства, сданные в аренду, на отдельном субсчете? И какими первичными документами это должно быть оформлено?

Сданные в аренду основные средства вовсе не обяза­тельно учитывать на отдельном субсчете (хотя это и удоб­но). В Инструкции по применению Плана счетов говорит­ся, что построение аналитического учета должно обеспе­чить возможность получения данных о наличии и движе­нии основных средств, необходимых для составления бух­галтерской отчетности (по видам, по местам нахождения и т. д.). Таким образом, бухгалтер должен решить, как он будет в регистрах учета основных средств отражать сдачу объекта в аренду.

Документальное оформление передачи помещения арендатору в пользование нормативными актами не рег­ламентировано. По мнению автора, целесообразно оформлять накладную на внутреннее перемещение объ­ектов основных средств (форма № ОС-2) с отражением в разделе 4 инвентарной карточки (форма № ОС-б).

Накладная на внутреннее перемещение объектов ос­новных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного под­разделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выпи­сывается накладная передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными ли­цами структурных подразделений получателя и сдатчи­ка. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, вто­рой — остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий — пере­дается получателю. Данные о перемещении объектов ос­новных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-б, ОС-ба, ОС-бб).

По мнению автора, в рассматриваемой ситуации за пе­редающую сторону может расписаться руководитель от­дела (подразделения), чьи помещения сдаются в аренду, а за принимающую — руководитель организации (арен­додателя).

Кроме того, целесообразно при сдаче помещений арендатору составлять акт в произвольной формы, под­писываемый арендодателем и арендатором, с подроб­ным описанием состояния помещения. В случае причине­ния арендатором ущерба такой акт поможет избежать лишних споров.