Счета-фактуры: переходим на электронный вариант

| консультации | печать
У нашей организации много контрагентов в разных регионах, счета-фактуры которым мы отправляем по почте. Мы слышали, что теперь можно перейти на электронный документооборот счетами-фактурами. Как это сделать?

Да, действительно с 23 мая этого года налогоплательщики получили возможность выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде. С этой даты вступил в силу приказ ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде», который закрыл последнюю брешь в законодательстве, не позволявшую применять электронные счета-фактуры в хозяйственной практике.

Если организация приняла решение использовать в своей работе электронные счета-фактуры, она должна предпринять следующие шаги.

Первый шаг — заключение договора с оператором электронного документооборота, который обес­печивает обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем. Важно отметить, что оператор должен входить в сеть доверенных операторов электронного документооборота, организатором которой выступает ФНС России. Участие оператора в такой сети означает, что он гарантирует выполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих информационное взаимодействие между участниками юридически значимого документо­оборота счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи (п. 5.1 Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота, утверж-денного приказом ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@). На сайте ФНС России можно найти реестр операторов, которые обеспечивают электронный документооборот счетов-фактур между продавцом и покупателем. По состоянию на 8 июня
2012 г. в него включено 13 операторов, 12 из которых уже подали документы на включение их в сеть доверенных операторов электронного документооборота.

Второй шаг — получение электронной цифровой подписи. Получить ее можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных в сети доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы (п. 1.8 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утвержденного приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Список таких центров находится на официальном сайте ФНС России.

Третий шаг — приобретение необходимого программного обеспечения. В функции доверенного оператора входит распространение и техническое сопровождение программных средств для хозяйствующих субъектов, включая средства криптографической защиты информации, реализующие электронный документооборот в соответствии с требованиями нормативных актов. Поэтому необходимое программное обеспечение лучше приобрести у него. Программное обеспечение может быть как отдельной программой, так и модулем, встраиваемым в популярные бухгалтерские программы.