Бремя недвижимости

| консультации | печать
Существует ли федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на квадратный метр общей площади жилья, кем он устанавливается? Имеют ли право региональные власти увеличивать оплату? Кто определяет размер оплаты расходов на капремонт для собственников помещения в многоквартирном доме?

В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из:

✔ платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

✔платы за коммунальные услуги.

Размер платы за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт для нанимателей по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Плата за пользование жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (п. 3, 4 ст. 156 ЖК РФ).

Правительством РФ установлен федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг и порядок размещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год (Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 № 441). В частности, для Тверской области предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья установлена 27 рублей.

В Постановлении закрепляется, что органам государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

!Таким образом, федеральные и региональные стандарты не являются ограничением. Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть экономически обоснованы. Следовательно, региональные власти вправе устанавливать соответствующие стандарты, причем последние могут отличаться от федеральных (в том числе и в большую сторону).

Что же касается капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, то бремя расходов несут собственники помещений. Исключение составляют наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма государственного или муниципального жилья.

Если собственники помещений в многоквартирном доме не согласны с величиной платы за капремонт, они вправе организовать товарищество собственников жилья и на общем собрании установить другой размер платы.

Общее собрание собственников с учетом предложений управляющей организации может принимать решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, о сроке его начала, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложениях, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Если же собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (куда входит и капремонт согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ), размер устанавливается органом местного самоуправления.