Северные льготы — в трудовой договор

| консультации | печать
Обязано ли было предприятие (не являющееся бюджетной организацией) оплачивать проезд к месту использования отпуска неработающим членам семьи работника в соответствии с редакцией ст. 325 ТК РФ, действующей до 01.01.2005? Или данную норму можно было рассматривать как право предприятия (например, при отсутствии денежных средств оплата проезда к месту использования отпуска производится только работнику предприятия, а членам семьи в оплате отказано)?
Можно ли в соответствии с редакцией ст. 325 ТК РФ, действующей с 01.01 2005, закрепить в коллективном договоре норму не оплачивать проезд неработающим членам семьи либо оплачивать при наличии денежных средств?
Какова ответственность работодателя за нарушение соответствующих норм трудового законодательства?

Статья 325 ТК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предусматривала право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя (так- же для членов их семей).

Законодательное закрепление права предусматривает встречную обязанность обеспечить его реализацию, поэтому в данном случае работодатель не мог выбирать, предоставлять или нет закрепленные законом компенсации, в том числе для членов семьи работников.

!В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, создающим новую редакцию ст. 325 ТК РФ, вступившую в силу с 01.01.2005, обязательная оплата проезда до места проведения отпуска за счет средств работодателя предусмотрена только в отношении лиц (членов их семей), работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц (членов их семей), работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем самостоятельно. Иными словами, работодатель, не являющийся бюджетной организацией, вправе установить подобные компенсации, определив объем и круг лиц, к которым они применяются, либо вообще отказаться от их предоставления.

Относительно включения в коллективный договор условия о наличии (отсутствии) денежных средств необходимо отметить следующее.

В ситуации, когда выплата компенсации ставится работодателем в зависимость от наличия (отсутствия) каких-либо условий, последние должны быть четко определены и другая сторона должна иметь возможность контролировать их наступление. В противном случае условие коллективного (трудового) договора будет считаться неустановленным.

В коллективный договор гарантии и компенсации могут включаться по желанию сторон, однако в ситуации, когда работник не может четко сделать вывод об их наличии или отсутствии, возникает возможность оспаривания положений коллективного договора как нарушающих права работника в отношении оплаты труда.

!Таким образом, включение в коллективный договор условия об оплате проезда членам семей в зависимости от наличия денежных средств на предприятии представляется возможным только в том случае, если документ содержит четко установленный порядок и условия возникновения права работника на получение денежной компенсации с возможностью контроля со стороны последнего.

На наш взгляд, целесообразнее не предусматривать в коллективном договоре положение о компенсации членам семей как таковое, индивидуальный же подход к выплатам можно обеспечить, включив соответствующее условие в отношении конкретного работника (членов его семьи) в трудовой договор.

Что касается ответственности за нарушение установленных трудовым законодательством и (или) коллективным (трудовым) договором гарантий и компенсаций, хотим отметить следующее.

В соответствии со ст. 236 ТК за задержку выплат, причитающихся работнику, работодатель уплачивает денежную компенсацию в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер компенсации должен определяться трудовым или коллективным договором.

Статья 5.27 КоАП устанавливает для должностных лиц ответственность за нарушение законодательства о труде в виде административного штрафа в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию за нарушение законодательства о труде, дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет.

В ситуации невыполнения работодателем обязательств по коллективному договору ст. 5.31 КоАП предусматривает административный штраф в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.