Если не оформлены права на землю, в получении лицензии на водопользование откажут

| консультации | печать
Для нужд садового некоммерческого товарищества (СНТ) в 1970-х гг. была построена водонапорная башня и сделана скважина глубиной 125 м. Вода используется для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения СНТ. Скважина и башня находятся не на землях СНТ, поскольку участки товарищества располагаются на болоте. Межрайонная инспекция ФНС России по Московской области № 21 потребовала от СНТ документы, подтверждающие право на забор воды. У товарищества нет никаких документов, кроме паспорта на скважину и ее проекта. Правомерны ли требования налоговиков? Нужно ли СНТ получать лицензию на использование воды из скважины? Если да, то какова процедура?

Судя по всему, фискалы потребовали документ, подтверждающий право пользования данной скважиной, чтобы решить вопрос о налогообложении водопользования. Их действия законны, поскольку данная деятельность облагается налогом. Но надо учитывать компетенцию налоговых и других контролирующих органов, которые могут принимать меры в рассматриваемой ситуации.

Лицензирование

Право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Согласно Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» добыча подземных вод как разновидность пользования недрами осуществляется на основании специального разрешения — лицензии.

В Московской области вопросы добычи подземных вод регулируются в том числе постановлением Правительства Московской области от 02.12.2009 № 1061/51 «Об утверждении порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области».

В частности, в п. 2 и 3 этого постановления сказано, что лицензия на право пользования недрами не требуется, если владелец земельного участка осуществляет следующие виды деятельности:

1) добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до 5 м;

2) строительство подземных сооружений (овощных, выгребных ям, котлованов и т.п.) без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до 5 м;

3) устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Таким образом, учитывая глубину скважины, садовое товарищество должно получить лицензию.

Порядок получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод (за исключением предоставления в пользование участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения, которое не подлежит лицензированию) утвержден приказом Минприроды России от 29.11.2004 № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения промышленных объектов».

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод необходимо подать заявку в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию. Заявка должна содержать данные:

1) о заявителе, включая место его основной деятельности, хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

  • наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;
  • фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
  • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально);
  • копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально);
  • копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально);

2) руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии, включая:

n решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально) или доверенность, выданную в установленном порядке;

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • выписку из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

3) финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе:

  • копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествовавший подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
  • документальные данные о наличии собственных, в том числе привлеченных, средств на осуществление пользования недрами (договоры займа, кредита и др.);
  • справку налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей при пользовании недрами;

4) технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, включая сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр;

5) предыдущей деятельности заявителя, в частности:

  • о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр;
  • выполнении заявителем условий пользования недрами.

К заявке прилагаются документы, содержащие дополнительную информацию (в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения):

  • целевое назначение использования подземных вод;
  • обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;
  • требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;
  • паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;
  • наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны;
  • наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами;
  • современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр.

Кроме того, нужно подать копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схему расположения проектируемого водозаборного сооружения.

Следовательно, СНТ необходимо в первую очередь оформить право пользования земельным участком, на котором расположено водозаборное сооружение. В противном случае в получении лицензии откажут. К тому же существует риск признания пользования таким сооружением незаконным и привлечения товарищества к ответственности.

Чтобы оформить права на земельный участок СНТ, надо обратиться в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного само­управления (в зависимости от того, в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок).

Допустим, водозаборное сооружение принадлежит СНТ на праве собственности, которое было зарегистрировано в установленном законом порядке при наличии необходимых разрешительных документов. Тогда в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ товариществу принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено такое сооружение, или приобретение права аренды на земельной участок.

Если права СНТ на водозаборное сооружение не оформлены, то с учетом давности владения и пользования им товарищество теоретически может в судебном порядке потребовать признать за ним право собственности на сооружение в силу приобретательской давности. При этом необходимо оформить права на земельный участок.

Налогообложение

Согласно налоговому законодательству РФ пользование подземными водными объектами, не числящимися на государственном балансе запасов полезных ископаемых, признается объектом обложения водным налогом, а водопользователи — плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 НК РФ на основании лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.

Водный налог уплачивается независимо от наличия у водопользователя лицензии. Причем глава 25.2 Налогового кодекса РФ не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществления водопользования без лицензии.

В Кодексе предусмотрены случаи применения пониженных ставок и освобождения от уплаты налога в зависимости от целевого использования подземных вод. В частности, согласно подп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Вместе с тем в соответствии с разъяснениями Управления ФНС России по Московской области представление налоговой декларации по водному налогу обязательно, в том числе если забор воды не подлежит налогообложению и/или лицензированию, поскольку обязанность сдавать налоговую декларацию по водному налогу обусловлена не уплатой налога, а положениями закона в отношении данного налога.

Факт добычи подземных вод с нарушением требований действующего законодательства, в частности без необходимых разрешений, влечет штраф. Исходя из позиции ВАС РФ подобное правонарушение квалифицируются как пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, то есть влечет наложение административного штрафа до 1 млн руб. по ст. 7.3 КоАП РФ. В этом случае привлекать нарушителя к административной ответственности могут органы, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере недропользования и охраны окружающей среды. Налоговые органы обязаны лишь передать информацию о нарушениях в названные органы и соответствующее подразделение природоохранной прокуратуры. Вопрос о запрете деятельности по самовольному пользованию недрами в целях добычи подземных вод должен решаться исключительно в судебном порядке.