1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 9128

Земельный налог при УСН

Индивидуальный предприниматель применяет УСН. В феврале 2011 г. зарегистрировал право собственности на земельный участок, используемый в предпринимательской деятельности. Освобождается ли предприниматель, применяющий УСН, от уплаты земельного налога? Если не освобождается, то каковы сроки уплаты, порядок расчета и представления отчетности по земельному налогу в г. Туле?


Основание для уплаты

Нормы действующего законодательства РФ о налогах и сборах не предусматривают освобождения от уплаты земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением НДФЛ, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения по земельному налогу, на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога.

При этом согласно п. 2 ст. 396 НК РФ физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму земельного налога или авансовых платежей по налогу самостоятельно.

Льготы по налогу

При определении налоговой базы по земельному налогу п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено ее уменьшение на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; некоторых других категорий налогоплательщиков.

Следует отметить, что в соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы по земельному налогу, могут воспользоваться им и в случае использования соответствующего земельного участка для целей предпринимательской деятельности.

Система льгот по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения установлена ст. 395 НК РФ. Однако в части налогообложения физических лиц льготы установлены только п. 7 указанной статьи — для физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для общин общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога на соответствующих территориях вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу, основания и порядок их применения.

При этом система льгот по земельному налогу, установленная решением Тульской городской думы от 13.07.2005 № 68/1311
«О земельном налоге» (далее — решение № 68/1311), предусматривает льготы только для отдельных категорий организаций и физических лиц, использующих земельные участки в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, физическим лицом, владеющим на праве собственности земельным участком в г. Туле и использующим этот участок для целей осуществления предпринимательской деятельности, земельный налог в отношении такого участка исчисляется и уплачивается на общих основаниях.

Порядок расчета, сроки уплаты, представление отчетности

По общему правилу налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (то есть текущего года) (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Кадастровая стоимость земли определяется органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 2 Земельного кодекса РФ, ст. 390 НК РФ).

Если же кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то налогоплательщик вправе использовать для целей исчисления налога нормативную цену земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Это следует из п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На это обратил внимание арбитражных судов и Пленум ВАС РФ в п. 7 постановления от 23.07.2009 № 54.

Узнать нормативную цену земли можно в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Обязанность по выдаче заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (территориальные органы Росреестра) п. 4 постановления Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» (см. также письмо Минэкономразвития России от 30.04.2010 № Д06-1352).

Например, согласно постановлению губернатора Тульской области от 24.10.2000 № 390 (в действующей редакции) нормативная цена земли, используемой в коммерческих целях, установлена в размере 517 руб. за 1 кв. м.

Базовые налоговые ставки по земельному налогу установлены НК РФ. В частности, налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). В отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5% (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Представительные органы муниципалитетов могут устанавливать свои налоговые ставки, но не выше установленных НК РФ. Согласно решению № 68/1311 в г. Туле в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0,3%. В отношении прочих земельных участков установлена ставка, предусмотренная НК РФ, — 1,5% (п. 8 и 9 решения № 68/1311).

По общему правилу сумма земельного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Согласно положениям ст. 397 НК РФ порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему также устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, то есть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно решению № 68/1311 на территории г. Тулы плательщики земельного налога ежеквартально уплачивают авансовые платежи по налогу в размере 1/4 годовой суммы не позднее последнего числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4.1 и 4.3 решения № 68/1311). Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты земельного налога по итогам года.

Таким образом, в 2011 г. индивидуальный предприниматель должен уплатить авансовые платежи по земельному налогу за I квартал в срок не позднее 3 мая, за II квартал — не позднее 1 августа (с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Срок уплаты авансовых платежей за III квартал — не позднее 31 октября 2011 г. Сумму налога по итогам 2011 г. нужно будет уплатить не позднее 1 февраля 2012 г.

Налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ). При этом срок, установленный НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, не может быть изменен нормативно-правовым актом представительного органа муниципалитета.

Что касается формы налоговой декларации по земельному налогу, то необходимо отметить, что с 2 сентября 2010 г. п. 7 ст. 80 НК РФ действует в редакции, согласно которой формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются ФНС России (подп. «д» п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Однако до настоящего времени налоговая служба не разработала новую форму налоговой декларации по земельному налогу, поэтому налогоплательщикам нужно пользоваться формой налоговой декларации, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н.