1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 9413

Договор для размещения рекламы на здании и платежных терминалов в холле

Наша организация владеет несколькими зданиями, расположенными в черте города вдоль оживленных трасс.

Собственники приняли решение разместить на фасадах и крышах зданий рекламные баннеры, а в холлах — аппараты для приема платежей за сотовую связь,

Интернет, жилищно-коммунальные услуги. Но на стадии переговоров с рекламодателями и лицами, размещающими терминалы, возникла проблема: они предлагают оформить отношения договорами аренды. Но ведь фактически мы имущество передавать не будем. Можно ли заключить договор аренды?

В данной ситуации заключать договоры аренды мы вам не рекомендуем. Причем как в отношении рекламных конструкций, так и в отношении платежных терминалов. Более того, сложившаяся судебная практика говорит о том, что такие договоры не подходят к описанной ситуации. Арбитражные суды в основном определяют правовую природу данных договоров как возмездное оказание услуг.

Тут же надо заметить, что договор аренды, который предлагают ваши контрагенты, налагает на арендодателя достаточно существенные ограничения. Например, согласно ст. 621 Гражданского кодекса по окончании срока аренды арендатор имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.

При размещении же рекламных конструкций такие условия могут быть невыгодны собственнику здания.

Рекламные конструкции

Согласно позиции, высказанной Пленумом ВАС РФ в постановлении от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», отношения по предоставлению части здания под размещение рекламы арендой в чистом виде не являются. Пленум указал, что к договорам, предусматривающим передачу в пользование отдельных частей здания для размещения наружной рекламы, положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии в части требований о государственной регистрации (п. 7 постановления). Также из данного пункта постановления Пленума следует, что для заключения договора на предоставление конструктивной части здания для размещения рекламы нужно согласие всех сособственников помещений (общего имущества) в этом здании. Более того, если этих собственников несколько, договор на размещение рекламной конструкции заключается со множественностью лиц на стороне собственников.

Несколько подробнее свою позицию Высший арбитражный суд изложил в другом, более раннем документе — информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой». В нем был рассмотрен вопрос о том, имеет ли лицо, использующее часть здания в качестве рекламной конструкции, право на преимущественное право заключения договора на новый срок.

Судьи указали: из п. 1 ст. 607 ГК РФ следует, что передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью. По договорам же о предоставлении части здания под размещение рекламы такого отчуждения не происходит и произойти не может, поскольку тот или иной конструктивный элемент здания (крыша, стена) не является самостоятельным объектом недвижимости и отдельно от здания передаваться не может. А значит, не может быть объектом аренды.

Закрепился такой подход и в актах нижестоящих судов.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.03.2009 № Ф04-1674/2009 (2905-А70-16) указал, что договор, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование рекламное место в целях установки и эксплуатации рекламной конструкции, является не поименованным Гражданским кодексом договором. Поэтому к нему не применяются нормы Гражданского кодекса об аренде.

Аналогичные выводы сделал и ФАС Волго-Вятского округа, который указал, что отношения сторон в подобных случаях регулируются договором, не предусмотренным частью второй Гражданского кодекса. Данный договор следует считать заключенным именно для установки и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим возникшие между сторонами правоотношения регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и общими нормами об обязательственных отношениях и договорах (раздел III Гражданского кодекса). При этом оснований для квалификации отношений сторон как арендных нет (постановление от 26.04.2010 по делу № А43-12966/2009).

Поэтому в данном случае вам нужно оформить не арендный, а другой договор. Это может быть договор возмездного оказания услуг или, например, договор на предоставление права размещения рекламной конструкции.

Предмет договора можно сформулировать так: собственник здания предоставляет место на фасаде (надо описать его конкретное местонахождение для идентификации, размер) для размещения рекламной конструкции. Также желательно сделать приложение к договору со схемой размещения конструкции, подробно ее описать. В договоре целесообразно указать, какое количество времени рекламная конструкция будет размещена на фасаде, кто будет получать необходимые согласования, размещать и обеспечивать сохранность конструкции, кто и в какие сроки будет ее демонтировать.

Платежные терминалы

Сходным образом судебная практика решает вопрос и с установкой платежных терминалов. Суды, рассматривая споры о квалификации подобных отношений, приходят к выводу, что к арендным они не имеют никакого отношения.

Согласно ст. 606 и 650 Гражданского кодекса аренда предполагает владение и пользование арендованным имуществом. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В случае же с установкой платежных терминалов «арендатор» не осуществляет по смыслу ст. 606 и 650 Гражданского кодекса ни владения, ни пользования каким-либо имуществом «арендодателя», не получает доходов от такого использования. По договору о размещении платежных терминалов собственник помещения лишь предоставляет владельцу терминала возможность установить сами аппараты, то есть фактически предоставляет услуги — совершает определенные действия (дает разрешение, предоставляет места, доступ к электрическим розеткам и т.п). А это согласно ст. 779 Гражданского кодекса является предметом договора возмездного оказания услуг.

Соответственно и квалифицироваться подобные отношения должны как договор возмездного оказания услуг, отношения сторон по которому регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу № А33-14855/2009 и Мос­ковского округа от 10.12.2009 № КГ-А40/12815-09).

Таким образом, при установке платежных терминалов оформлять надо договор возмездного оказания услуг, по которому одна сторона предоставляет другой возможность разместить платежный терминал на принадлежащей ей площади. В условиях договора желательно зафиксировать, где именно будет установлен терминал (это можно сделать путем приложения схемы расположения терминала на конкретной площади), кто будет оборудовать место для него, срок его размещения, порядок подключения к электрической и (если необходимо) телефонной сети, проведения инкассации. Также в договор целесообразно включить условие о том, будет ли оплачиваться электро­энергия отдельно, кто и как будет контролировать работоспособность терминала, в какие часы будет обеспечен доступ пользователей к терминалу.