О затратах на исключение здания из реестра

| консультации | печать
Для строительства нового объекта организация несколько лет назад снесла ветхое здание. Однако процедура, связанная с исключением этого здания из реестра прав на недвижимость, началась только сейчас, в связи с чем возникли соответствующие расходы: на оплату справок из БТИ, пошлин и т.д. Можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли, если здание уже списано с баланса?

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с ликвидацией объектов основных средств, единовременно включаются в состав внереализационных расходов при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены.

По мнению финансовых органов, затраты на ликвидацию амортизируемого объекта основных средств подлежат включению в состав внереализационных расходов в том налоговом периоде, в котором фактически была проведена ликвидация, то есть на дату подписания акта о списании соответствующего основного средства, составленного по форме N ОС-4, ОС-4а или ОС-4б. Данная точка зрения содержится в Письмах Минфина России от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592 и от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454. В данных разъяснениях речь идет о затратах на демонтаж, а также о суммах недоначисленной амортизации. При этом специалисты финансового ведомства ссылаются на ст. 272 НК РФ.

По нашему мнению, содержащиеся в названных Письмах разъяснения и выводы не применимы к указанным в вопросе расходам по следующим причинам.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. В данном случае действия по юридическому оформлению списания основных средств осуществляются в настоящем налоговом периоде. Следовательно, расходы по оформлению относятся к настоящему налоговому периоду.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных расходов признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Применительно к расходам по юридическому оформлению списания основных средств такими документами, служащими основанием для произведения расчетов, являются не акты списания по вышеуказанным формам, а соответствующие документы, необходимые для юридического оформления, - квитанции об оплате государственной пошлины, услуг нотариуса, справки БТИ и т.п. Дата таких документов относится к настоящему налоговому периоду.

Таким образом, по нашему мнению, указанные расходы могут быть признаны в налоговом периоде, в котором осуществляется юридическое оформление и к которому они (расходы) относятся.

Кроме того, необходимо учитывать, что список внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является открытым при условии соответствия их требованиям ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть документально подтверждены и направлены на получение прибыли. В данном случае названные расходы необходимы, чтобы снять с государственной регистрации ликвидированный объект недвижимости и получить право на строительство нового объекта, который будет использоваться для осуществления деятельности, способной принести прибыль.

Следовательно, расходы, связанные с приведением в соответствие с законом ликвидации объекта недвижимости, направлены на извлечение прибыли, то есть экономически обоснованны, а значит, уменьшают налогооблагаемую прибыль.