Какие документы должен выдавать склад

| консультации | печать
В статье 912 ГК РФ указаны документы, которые товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение. Это двойное складское свидетельство, простое складское свидетельство, складская квитанция. Можно ли доказать принятие товара на склад иными документами, например актами приема-передачи товара на хранение?

Ответ на этот вопрос дает положение п. 2 ст. 907 ГК РФ, в котором указано, что «письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом (статья 912)». Эта формулировка означает, что принятие товара на склад не может быть удостоверено иными документами, кроме тех, которые указаны в п. 1 ст. 912 ГК РФ, а перечень документов, приведенный в п. 1 ст. 912 ГК РФ, является закрытым. 

Следовательно, если товар был принят складом на хранение по каким-либо другим документам (например, актам приема-передачи, товарно-транспортным накладным), форма договора складского хранения не будет считаться соблюденной.

Кроме того, в п. 2 и 3 ст. 912 ГК РФ установлено, что двойное складское свидетельство состоит из двух частей — складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого. Двойное складское свидетельство, представляющее собой ценную бумагу на предъявителя, является строго формализованным документом и должно иметь указанные в законе обязательные реквизиты, перечень которых содержится в ст. 913 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность (п. 2 ст. ГК РФ).

Из этого следует, что никакие иные документы не могут заменить двойные складские свидетельства. Следовательно, факт передачи товара на хранение не может быть подтвержден, например, актами приема-передачи товаров.

Это подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Московского округа от 09.08.2010 № КГ-А40/8241-10, Волго-Вятского округа от 22.07.2009 по делу № А82-6632/2008-99, Уральского округа от 03.04.2006 № Ф09-1243/06-С6).

В рамках данного вопроса обратим внимание на то, что отсутствие указанных в п. 1 ст. 912 ГК РФ документов, являющихся единственными легитимными доказательствами факта принятия товара на хранение, может повлечь в свою очередь проблемы, например, с применением налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. Объясним почему.

Порядок применения налоговых вычетов установлен в ст. 172 НК РФ, согласно которой налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг). Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 1 и 2 ст. 169 НК РФ).

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию, в том числе о характере хозяйственных операций.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие установленных законом товарораспорядительных документов указывает на невозможность осуществления операций по хранению имущества (их нереальность) и свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на необоснованное получение налоговой выгоды.

Из этого следует, что налоговая инспекция вправе отказать в применении налогового вычета по НДС, если заявитель не докажет наличие правовых оснований для выставления ему счета-фактуры на оплату услуг по хранению соответствующего имущества.

Эта точка зрения также находит подтверждение в судебной практике (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.07.2009 по делу № А82-6632/2008-99).