1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1245

Пенсионный фонд пытается штрафовать за «дочку»

В процессе банкротства МУПа арбитражным управляющим было создано ОАО как дочернее предприятие МУПа. 29 января ОАО было ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ. Пенсионный фонд за непредставление отчета РСВ-1 по ОАО за I квартал 2010 г. выставил требование МУПу уплатить штраф. Правомерны ли действия Пенсионного фонда?

Все организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, должны ежеквартально подавать в отделение Пенсионного фонда РФ, где они зарегистрированы, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1. Расчет за I квартал подается не позднее 1 мая. Такое требование содержится в п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

В случае прекращения деятельности в связи с ликвидацией организация до конца расчетного периода обязана до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления расчета включительно (ч. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В статье 46 Закона № 212-ФЗ установлена ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа.

Закон № 212-ФЗ содержит положения, регламентирующие взыскание недоимки по страховым взносам с организаций. В частности, взыскание может осуществляться с организаций — основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций — зависимых (дочерних) обществ (предприятий) при наличии недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями) (ч. 3 и 4 ст. 18).

Однако, во-первых, такое взыскание производится только в судебном порядке и, во-вторых, понятие «недоимка» в Законе № 212-ФЗ означает сумму страховых взносов, не уплаченную в установленный данным законом срок (п. 9 ст. 2). Следовательно, недоимка не включает в себя штрафы за несоблюдение требований Закона № 212-ФЗ.

Иных случаев возложения ответственности за плательщика страховых взносов как дочернее общество на его основное общество (предприятие) Закон № 212-ФЗ не содержит.

В соответствии со ст. 23 Закона № 212-ФЗ недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

Из пункта 1 данного постановления следует, что задолженность по штрафам, числящаяся за плательщиками страховых взносов, признается безнадежной к взысканию и списывается в случае ликвидации плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством РФ.

ОАО ликвидировано. В силу норм ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 61 и п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Таким образом, после завершения ликвидации дочернего общества МУПа у Пенсионного фонда нет правовых оснований для выставления муниципальному унитарному предприятию требования об уплате штрафа за непредставление ликвидированным дочерним ОАО отчета по форме РСВ-1. Данный штраф признается безнадежным к взысканию и списывается Пенсионным фондом РФ.