1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1985

НДФЛ: командировочные для ревизионной комиссии

Подлежат ли обложению НДФЛ компенсации затрат на проезд и проживание (командировочные расходы) членов ревизионной комиссии общества, избранных общим собранием акционеров (участников) акционерных обществ (открытых/закрытых), обществ с ограниченной ответственностью?

Статус ревизионной комиссии

Из пункта 3 ст. 217 НК РФ следует, что командировочные выплаты членам совета директоров или любого аналогичного органа компании НДФЛ не облагаются. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, сначала нужно определить статус ревизионной комиссии. В частности, можно ли считать ее органом, аналогичным совету директоров.

Существует разъяснение Минфина России, в котором указано, что ревизионная комиссия автономной некоммерческой организации не является органом, аналогичным совету директоров или правлению компании, а поездки членов ревизионной комиссии в целях осуществления контроля за деятельностью представительств не являются поездками для участия в заседании органа правления организации. В связи с этим «выплаты, производимые членам ревизионной комиссии в связи с их поездками в целях осуществления контроля за деятельностью представительств организации, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке» (письмо от 03.07.2006 № 03-05-01-05/129).

Казалось бы, позиция выражена достаточно ясно.

Но хотелось бы акцентировать внимание вот на каком моменте. Это разъяснение было дано для автономной некоммерческой организации.

Следует отметить, что Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не предусмотрено требование о создании ревизионных комиссий в некоммерческих организациях.

Из текста приведенного письма следует однозначный ответ на вопрос о статусе ревизионных комиссий автономной некоммерческой организации, создание которой предусмотрено только уставом организации, а не действующим законодательством.

По нашему мнению, позиция, изложенная в письме Минфина России от 03.07.2006 № 03-05-01-05/129, не может быть распространена на ревизионные комиссии акционерных обществ (открытых/закрытых), обществ с ограниченной ответственностью, созданных в соответствии с федеральным законодательством РФ.

Кроме того, письма Минфина нормативным документом не являются (письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138).

Статус ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных обществ (открытых/закрытых) и обществ с ограниченной ответственностью определяется условиями, перечисленными ниже, и основывается на положениях действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества осуществляется на основании ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 47 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В указанных нормах предусмотрено, что ревизионная комиссия создается общим собранием акционеров/участников для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Перед передачей годовой бухгалтерской отчетности на утверждение общим собранием акционеров/участников достоверность содержащихся в ней данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ и п. 3 ст. 47 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

При этом общее собрание акционеров/участников может предусмотреть выплату членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей вознаграждения и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций также устанавливаются решением общего собрания.

Таким образом, ревизионная комиссия общества:

— избирается в соответствии с требованиями федерального закона;

— избирается исключительно общим собранием акционеров/участников общества;

— является независимым от менеджмента компании органом;

— для осуществления своих функций проводит заседания (в том числе выездные) и проверки финансово-хозяйственной деятельности общества.

Следовательно, ревизионная комиссия ООО является органом, аналогичным совету директоров общества по сути и форме как избрания, так и исполнения обязанностей. Члены совета директоров и ревизионной комиссии общества при осуществлении своей деятельности фактически выполняют трудовые обязанности, возложенные на них общим собранием акционеров.

НДФЛ

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (физическими лицами) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ (ст. 209 НК РФ). Виды доходов от источников в РФ указаны в ст. 208 НК РФ.

К доходам от источников в РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (подп. 6 п.1 ст. 208 НК РФ).

При этом вознаграждение и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (в том числе возмещение командировочных расходов).

На основании абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий налогообложению, не включаются в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы, расходы по найму жилого помещения и т.д.

Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Доходом членов совета директоров, членов ревизионной комиссии общества и иных аналогичных органов являются только вознаграждение и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа).

Выплата компенсации затрат на проезд и проживание членов ревизионной комиссии общества, по своей сути, имеет компенсационный характер и не является вознаграждением, получаемым работником за выполнение трудовых или иных обязанностей, а также не является вознаграждением, получаемым членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа).

Следовательно, компенсация членам совета директоров общества и ревизионной комиссии общества расходов на проезд и проживание, произведенных для участия в выездных заседаниях и/или проверках деятельности общества, доходом для целей обложения НДФЛ не является.