1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3326

Цены на лекарства не слушаются чиновников

Генпрокуратура поручила своим территориальным подразделениям усилить надзор за состоянием законности в сфере ценообразования на лекарственные средства. Поступающая в ведомство информация свидетельствует о многочисленных нарушениях на фармацевтическом рынке. В частности, в ряде регионов органы исполнительной власти своевременно не приняли нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Нерасторопность чиновников мешает работе госрегулирования цен на лекарства из перечня ЖНВЛС, начавшего действовать 1 апреля.

Так, из-за несвоевременного принятия региональных документов в Ставропольском крае зафиксировано 408 случаев незаконного превышения цен на лекарства, в Московской области выявлено более 3,5 тыс. подобных случаев. «Несмотря на принимаемые меры по урегулированию ситуации в сфере оборота лекарственных средств, в большинстве регионов по-прежнему цены на отдельные препараты в пять — восемь раз превышают максимально допустимые», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры. Прокуроры зафиксировали рост цен на лекарства как импортных, так и отечественных производителей.

Еще одно нарушение закона об обращении лекарств, ущемляющее права граждан, — во многих субъектах РФ до настоящего времени не выполнены требования о размещении в каждой аптеке всей информации об ассортименте и ценах на лекарственные средства.

О том, что новые правила организации продажи ЖНВЛС нарушаются регионами, первым заявил премьер-министр Владимир Путин в ходе заседания Президиума Правительства РФ 12 апреля. Ему стало известно, что в Московской области на 1 апреля текущего года установленная розничная цена по одному из препаратов составляла 168,6 руб., а продавался он дороже на 851%. Также в Подмосковье были обнаружены препараты, реализуемые по цене выше установленной на 617, 416, 380 и 360%. Нарушается лекарственное законодательство и в других регионах. «В Челябинской области превышение составило по отдельным препаратам 141, 149, 144 и 138%. По Ставропольскому краю по одному из препаратов превышение составило 726%, по второму — 627, по третьему — 368, 329% и т.д. В Еврейской автономной области превышение составило 294, 219, 148, 138% и т.д.», — заявил премьер-министр, не уточняя названия препаратов. К решению ценового вопроса он пообещал подключить генерального прокурора. «Уверен, прокуратура отреагирует на это оперативным образом», — подчеркнул глава правительства.

Вместе с Генпрокуратурой о начале мониторинга цен на лекарства в региональных аптеках заявил президиум генсовета партии «Единая Россия». Как сообщила 4 мая пресс-служба центрального исполкома партии, региональным отделениям поручено наладить «общественный контроль за наличием в аптечных учреждениях доступной и понятной для покупателей информации о предельных розничных ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и мониторинг соответствия розничных цен на основные лекарства предельным отпускным ценам». Данные мониторинга партийцы обещают размещать на сетевых ресурсах партии, в региональных и местных СМИ, а также отправлять региональным органам государственной власти и местного самоуправления.

ФАС подводит итоги

Пока партийцы и прокуроры заявляли о планах по проведению ревизий, Федеральная антимонопольная служба подвела итоги мониторинга рынка лекарств, проведенного по поручению правительства. В течение 2009 г. ведомство фиксировало цены на 100 наиболее востребованных населением лекарств, 24 препарата из перечня ЖНВЛС и 58 препаратов отечественного производства. Анализ этих данных показал, что средние розничные цены в разных регионах России отличаются более чем в два раза. Наибольшая средняя цена — в Чукотском автономном округе (161,76 руб.), наименьшая — в Кабардино-Балкарской Республике (70,41 руб.).

В 2009 г. средняя оптовая (закупочная) цена одной упаковки лекарства выросла в целом по стране на 20,8%. При этом средняя розничная цена увеличилась на 18,8%. Специалисты ФАС уверены, что такая динамика обусловлена сокращением доходности аптек вследствие снижения фактических розничных торговых надбавок, связанного с усилением государственного контроля за порядком ценообразования на лекарства.

Данные мониторинга антимонопольного ведомства свидетельствуют о том, что импортные лекарства подорожали значительно больше, чем отечественные. Так, за весь 2009 г. цены на отечественные лекарства выросли на 8,6%, а цены на импортные препараты — на 23,4%. При этом наибольший процентный рост розничных цен за 2009 г. произошел на такие отечественные лекарства, как аллохол (на 376,9%), мукалтин (на 247,9%), таблетки от кашля (на 123,2%) и глицин (на 111,6%). «Однако во всех названных случаях рост розничной цены немного отставал от роста закупочной (оптовой) цены, а значит, был связан с компенсацией розничными продавцами возросших затрат на закупку лекарственных средств», — комментируют в ФАС результаты исследования.

Чиновники обнаружили, что розничные цены на включенные в мониторинг ЖНВЛС растут медленнее, чем цены на остальные препараты. За год цены на жизненно важные лекарства выросли по стране в среднем на 10,9%, тогда как цены на остальные увеличились на 21,2%. Абсолютный рост цен за 2009 г. произошел на такие препараты, входящие в перечень ЖНВЛС, как панангин (на 43,13 руб.), тавегил (на 30,89 руб.), но-шпа (на 28,43 руб.) и супрастин (на 23,88 руб.), а также на такие препараты, не входящие в перечень ЖНВЛС, как лиотон 1000 (на 120,9 руб.), эссенциале форте (на 114,33 руб.), магне В6 (на 106,44 руб.) и биопарокс (на 88,23 руб.).

Препараты подорожали почти на треть

По данным исследования компании «Фармэксперт», в 2009 г. рост цен на лекарства был самым высоким по сравнению с другими категориями потребительских товаров и составил в среднем 26%. Помимо макроэкономических факторов, обесценивших национальную валюту, на увеличение цен повлиял ажиотажный спрос на препараты для лечения и профилактики ОРВИ. Другой драйвер роста — государственные инициативы по регулированию ценообразования на лекарства. «И хотя в 2009 г. эти инициативы еще не были подкреплены какими-либо официальными регламентами, всплеск информационной активности, пристальное внимание отраслевых и силовых ведомств к ситуации с ценами заставили одних участников рынка снижать наценки, других — готовиться к ужесточению регулирования и поднимать цены, дабы снизить риск регистрации менее адекватной цены», — отмечает директор по исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

По словам эксперта, в начале 2009 г. цены на рынке росли в большей степени за счет влияния оптового звена, пострадавшего от последствий мирового финансового кризиса, усугубленных импортозависимостью рынка лекарства. Во второй половине 2009 г., когда государство определилось с политикой в области контроля цен, цены начали расти за счет производителя. «От оптовиков и аптек мало что зависело бы в этом вопросе: они были вынуждены действовать в жестких лимитах установленных предельных надбавок, — констатирует Д. Мелик-Гусейнов. — А уже в августе 2009 г. у производителя было понимание того, что его уровень цены будет зафиксирован в 2010 г. на уровне предыдущего года. Оставалось ровно полгода для того, чтобы поработать по более высоким ценам с целью попадания в госреестр с более высокой средневзвешенной ценой».

Субъекты Российской Федерации, в которых на 1 января 2010 г. выявлены наиболее высокие средние розничные цены на топ-100 наиболеевостребованных населением лекарств

Регионы

Цена, руб.

Чукотский автономный округ

161,76

Магаданская область

117,27

Республика Саха (Якутия)

116,04

Сахалинская область

115,48

Ненецкий автономный округ

106,73

Амурская область

105,09

Мурманская область

104,02

Ямало-Ненецкий автономный округ

103,53

Камчатский край

102,82

Хабаровский край

100,99

Республика Бурятия

100,76

Источник: ФАС России

Справка

Аптек станет меньше

Действующее с 1 апреля государственное регулирование цен на лекарственные препараты негативно отразится на финансовом состоянии аптек, рентабельность которых в среднем по России не превышает 2%. Проблемы и перспективы фармацевтического бизнеса эксперты обсудили в ходе онлайн-конференции, организованной компанией «Финам».

По словам исполнительного директора НП «Аптечная гильдия» Елены Неволиной, ценовое регулирование ЖНВЛС, занимающих в обороте аптек около 30%, заставит владельцев закрыть некоторые региональные аптеки. В результате снизится физическая доступность лекарств в небольших населенных пунктах.

«Рентабельность аптек от работы только с лекарственным ассортиментом — от 2% и ниже. Если сегодня аптеки будут работать только лишь с лекарствами, подавляющее большинство из них будет убыточным. Средняя рентабельность аптеки, по нашим данным, от продажи всех товаров примерно 6%», — сообщил Д. Мелик-Гусейнов. Он привел следующий пример необоснованного снижения цен на лекарства в рамках госрегулирования: отпускная цена компании «Полисан» на витамин Е равняется 40 руб., себестоимость препарата — 32 руб., зарегистрированная цена ЖНВЛС — 17 руб.

«Практически все предприятия отрасли частные или акционерные. В убыток себе работать никто не будет. Однако внутри рынка существует конкуренция и очень многие наименования лекарств производятся конкурентами», — отметил Геннадий Ширшов, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций. Эксперты полагают, что массовой ликвидации региональных аптек можно ожидать с 1 января 2011 г., когда средние и крупные аптечные сети лишатся права применять льготный режим налогообложения в виде ЕНВД из-за превышения численности или присутствия 25% и более юридических лиц в числе собственников.

Другая тенденция, которая будет превалировать на фармацевтическом рынке в ближайшее время, — исчезновение с полок аптек дешевых препаратов наряду с увеличением цен на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС. «Процесс вымывания с рынка дешевых препаратов имел место быть задолго до реформ, кризисов и т.д. Еще в 2002 г. доля препаратов стоимостью менее 30 руб. была порядка 25%. Сегодня этот сегмент занимает долю 7%. Процесс необратим», — уверен Д. Мелик-Гусейнов. Впрочем, сокращение лекарственного ассортимента за счет вывода базовых товаров низкого ценового сегмента будет несущественным. «Недорогие лекарства формируют основной трафик для большинства операторов в этой сфере», — пояснил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Вряд ли аптека, как и любая торговая точка, откажется от ходового ассортимента.