1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 870

«Противника» нужно знать

Контрольные мероприятия обычно не сулят организациям ничего хорошего. Чтобы оградить себя и свою фирму от «нападений» со стороны ОВД, бухгалтер должен быть в курсе, что вправе делать проверяющие, на что у них нет полномочий.

Существуют ли ограничения на проведение проверок со стороны милиции во вновь созданных предприятиях?

Полномочия органов внутренних дел (милиции) и их ответственность установлены в ст. 36, 37 НК РФ, а также другими законами.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 (в ред. от 09.05.2005) милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

— проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

— проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством РФ;

— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

— осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов;

— использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника ОВД или его заместителя милиция имеет право:

— производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя (а при отсутствии таковых с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления) осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Присутствующим вручаются копия постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий;

— производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица;

— изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Требовать представления их копий в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления;

— изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

— требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

В случае изъятия подлинных документов, с них снимаются копии, которые заверяются должностным лицом ОВД, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Также милиционеры могут осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством РФ; участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии данных, указывающих на признаки налогового преступления, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ и так далее.

Каких-либо ограничений на проведение проверок органами милиции, в том числе вновь созданных предприятий, законодательством не установлено.

Как часто могут проводиться проверки одной фирмы одним органом государственного контроля? Возможно ли проведение проверок разными отделами милиции в течение одного месяца?

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» в структуре центрального аппарата МВД РФ была образована служба по экономическим и налоговым преступлениям. С 01.07.2003 Федеральная служба налоговой полиции РФ была упразднена (п. 3 Указа). А ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ. Все поступающие заявления, включая заявления о правонарушениях в сфере экономики, рассматривают уполномоченные должностные лица органов внутренних дел.

Изданные МВД РФ ведомственные нормативно-правовые акты и действующее законодательство разрешают участковым уполномоченным ОВД (милиции) во взаимодействии с сотрудниками службы по борьбе с экономическими преступлениями «интересоваться соблюдением порядка любой организацией на подведомственной территории», вопросами экономической, предпринимательской и иной коммерческой деятельности.

По административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг значительное количество органов и уполномоченных должностных лиц наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главами 14 и 15 КоАП РФ.

Поэтому не существует ограничений для проверки одного предприятия со стороны одного органа государственного контроля (милиции). В течение одного месяца возможно проведение проверок разными отделами одного органа милиции.

Могут ли органы государственного контроля изымать что-либо в процессе проверки?

Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных п. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, является изъятие вещей и документов.

Данная мера применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (п. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Конфискация вещей и документов (орудий или предметов) административного правонарушения в соответствии с требованиями КоАП РФ назначается только судьей и применяется как административная санкция за совершение административного правонарушения. Конфискация орудий и предметов без решения (постановления) суда не допускается.

Определения вещей, в том числе и документов, в КоАП РФ не содержится.

Для руководителя и главного бухгалтера любого предприятия важно, какие последствия может повлечь неподтверждение права собственности на имущество.

При отсутствии товарно-транспортных накладных, путевых листов, незафиксированных данных в бухгалтерском учете, книге кассира-операциониста, кассовой ленте, главной книге и иных документах должностные лица милиции могут утверждать, что данное имущество является бесхозяйным. На практике часто встречаются случаи изъятия данного имущества. Доказать его происхождение предприятию, возможно, уже не удастся.

Статья 3.6 КоАП РФ регламентирует порядок возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а ст. 3.7 КоАП РФ — порядок конфискации орудий и предметов правонарушения.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника; собственник которой неизвестен; от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок приобретения права собственности на движимые вещи, от которых собственник отказался, изложен в ст. 226 ГК РФ.

При установлении принадлежности тех или иных вещей, а также фиксации фактов совершения тех или иных видов хозяйственных операций (например, работы с денежной наличностью) милиция может проверить различные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета, инвентарные карточки, карточки складского учета, журналы регистрации, кассоваю книгу и другие документы.

Руководителю и главному бухгалтеру следует иметь в виду что в любом случае изъятие документов может производиться в строго определенном процессуальном порядке.

Согласно п. 8 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003 № 86-ФЗ) первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты их изъятия.

Изъятие движимых вещей может производиться при неотражении данных по ним в бухгалтерских документах, а также при неизвестности происхождения данного имущества. Под неотражением данных в бухгалтерских документах следует понимать отсутствие соответствующих бухгалтерских документов на указанные вещи.

Изъятие вещей, предназначенных для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением, например, может производиться должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в отношении оптовых партий товаров народного потребления.

В целях обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов об изъятии от уполномоченных лиц юридического лица должны быть получены соответствующие объяснения, истребованы документы, а также приняты меры, необходимые для получения доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо лица на изъятое имущество либо невозможность установления собственника.

В случае если до признания судом имущества бесхозяйным будет установлен собственник этого имущества, представивший документы, подтверждающие его право собственности, руководителем органа внутренних дел должно быть принято решение о возврате имущества собственнику.