Есть ли жизнь без СРО? («ЭЖ Вопрос-ответ», № 03, 2010 г.)

| статьи | печать

Вступление в СРО сопряжено с немалыми затратами. Чего стоит один только компенсационный фонд, в котором нужно поучаствовать, и это кроме вступительного взноса и ежегодных членских взносов! А можно ли проигнорировать требование о вступлении в СРО? Известны ли обстоятельства, позволяющие продолжить деятельность без членства в СРО? Например, надо ли вступать в СРО, если организация является посредником и привлекает для выполнения строительных работ, требующих участия в СРО, другие организации, состоящие в СРО? Нужно ли организации вступать в СРО, если она занимается строительством исключительно для собственных нужд? Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за невступление в СРО, если, например, продолжить заниматься строительством?

С 1 января 2010 г. в полную силу заработала концепция саморегулирования. В частности, без допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО), строители уже работать не могут.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Правовую основу института саморегулирования в строительстве, включая проектирование и изыскательские работы, составляют нормы Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) и Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которые заменили в этой сфере положения Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ). Согласно подп. 101.2 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ деятельность по строительству зданий и сооружений (кроме сооружений сезонного или вспомогательного назначения) подлежала лицензированию. Но по Закону № 128-ФЗ лицензирование строительной и иной сопутствующей ей деятельности прекращено с 15 января 2010 г.

БУКВА ЗАКОНА

Пункт 6.1 ст. 18 Закона № 128-ФЗ

С 1 января 2010 г. прекращается лицензирование следующих указанных в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

ЧЛЕНСТВО В СРО: ДОБРОВОЛЬНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО добровольное. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. В частности, подобный случай установлен для градостроительной деятельности.

Виды работ, выполнение которых предполагает членство исполнителя в СРО, содержатся в Перечне работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее — Перечень).

Через членство в СРО участник градостроительной деятельности сможет получить свидетельство о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (ст. 55.8 ГрК РФ).

Вместе с тем ГрК РФ позволяет осуществлять виды работ в области строительства, не включенные в Перечень, без наличия членства в СРО (ст. 47, 48 и 52 ГрК РФ).

Кроме того, согласно п. 2 упомянутого приказа Перечень не включает виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.

Таким образом, членство в СРО в области строительства не обязательно для организации, выполняющей проектирование и подрядные работы по строительству объектов, упомянутых в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (когда не требуется государственная экспертиза проектной документации) и в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (когда не требуется выдача разрешения на строительство).

В остальных случаях придется отказаться от работ, требующих получения от СРО допуска, если вступить в СРО невозможно.

Сказанное применимо и в случаях строительства для себя. Ведь главная цель саморегулирования — обеспечение безопасности объектов капитального строительства. И не имеет значения, для себя ли возводится либо реконструируется объект капитального строительства. Важно, чтобы качество работ обеспечивало его безопасное использование.

Если организация сама не выполняет работы, требующие допуска, рекламирует такую деятельность, но исполнение доверяет подрядчикам, состоящим в СРО, вступать в СРО не обязательно.

К СВЕДЕНИЮ:
Под безопасностью продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Игнорирование требований законодателя вступать в СРО и получать допуск к работам может обернуться финансовым наказанием вплоть до приостановки деятельности. В статье 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность лиц за выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим работам.

За нарушение требования вести работы, влияющие на безопасность объектов капстроительства, без допуска налагается штраф от 40 000 до 50 000 руб. За повторное в течение года нарушение может последовать штраф в указанном размере или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что касается уголовной ответственности, то в ст. 171 УК РФ предусмотрена санкция за незаконное предпринимательство, в том числе за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

СПРАВКА
Крупным размером признается стоимость имущества свыше 250 000 руб., а особо крупным — 1 млн руб.

 

Ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена серьезная: штраф до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние, но совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Представляется, что данный состав преступления неприменим к деятельности, осуществляемой в сфере градостроительства без получения СРО допуска к соответствующим работам.

Дело в том, что ст. 171 УК РФ применяется, когда деятельность охватывается Законом № 128-ФЗ.

В нашем случае выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации и строительство как раз исключены из названного закона, эти виды деятельности больше не подлежат лицензированию.

Такой вывод подтверждается и позицией Верховного суда РФ, изложенной в п. 17 постановления Пленума от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», где сказано, что, если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК РФ.

Можно предположить, что законодатель отреагирует на административную реформу, меняющую лицензирование на саморегулирование, и ст. 171 УК РФ будет дополнена новыми признаками. Пока, по нашему мнению, ст. 171 УК РФ к субъектам, выполняющим рассматриваемые в вопросе работы, неприменима.

Вместе с тем Уголовный кодекс РФ содержит еще одну статью, по нашему мнению вполне применимую к рассматриваемой ситуации. Статья 38 УК РФ устанавливает ответственность за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. По этой статье нарушителя накажут нешуточным штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Если эти деяния будут совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или повлекут по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, ответственность предусматривает штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Если же выполненные работы повлекут по неосторожности смерть двух или более лиц, то последует лишение свободы на срок от четырех до десяти лет.

Учитывая, что выдача допуска к работам является подтверждением того, что субъект, его получающий, в состоянии осуществить работы, оцениваемые как безопасные для жизни и здоровья, отсутствие этого документа говорит об обратном. Вместе с тем для квалификации нарушения по этой статье требуются доказательства опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей, а также наличие у совершившего их лица независимо от организационно-правовой формы его деятельности осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности. На это обратил внимание Конституционный суд РФ в Определении от 15.11.2007 № 805-О-О.

Оценит ли суд работы по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и строительству опасными, покажет время. Оно же покажет и правильную квалификацию для нарушителей, действующих без получения допуска и без вступления в саморегулируемую организацию.

ЭТО ВАЖНО!

Пункт 17 ст. 51 ГрК РФ

Выдача разрешения на строительство не требуется:

1) при строительстве гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);

3) строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Пункт 2 ст. 49 ГрК РФ

Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);

2) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.