1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 16995

Учет в ломбардах

Бухучет и налогообложение деятельности ломбардов имеют особенности, свойственные только этой группе организаций. В данной статье специалисты НО НП «Лига ломбардов» осветили наиболее сложные моменты в бухучете и налогообложении деятельности ломбардов.

Деятельность ломбарда

Границы понятия «деятельность ломбарда» определяются исходя из положений ст. 358 и 919 ГК РФ. Эта деятельность прежде всего заключается в выдаче кредитов под залог движимого имущества граждан и/или в хранении вещей, принадлежащих гражданину.

Однако этим понятие «деятельность ломбарда» не исчерпывается. Пунктом 5 ст. 358 ГК РФ определено, что в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. 3, 4, б, 7 ст. 350 ГК РФ). Таким образом, для залога вещей именно в ломбарде предусмотрена специальная (фактически льготная) норма обращения взыскания на предмет залога в случае неисполнения залогодателем своих обязательств — на основании исполнительной надписи нотариуса, а не по решению суда, как в общем случае залога. Аналогичный порядок предусмотрен законодателем и в случае невостребования имущества, сданного в ломбард на хранение (ст. 920 ГК РФ).

Имейте в виду!

Реализация ломбардом невостребованного имущества является неотъемлемым (и очень важным) элементом деятельности ломбарда.

Отнесение реализации невостребованного имущества граждан к деятельности ломбарда (а не к торговой деятельности) прямо предусмотрено Положением о лицензировании деятельности ломбардов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 № 1014. Несмотря на вступление в силу с 08.02.2002 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором сказано, что деятельность ломбарда не подлежит лицензированию, это Положение пока не отменено, а значит, действует в части, не противоречащей Федеральному закону. Заметим, что большинство положений о лицензировании других, не лицензируемых в настоящее время, видов деятельности были отменены специальными постановлениями Правительства РФ.

При этом постановления Правительства РФ, как и, разумеется, ГК РФ, являются правовыми актами более высокого уровня, чем Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который относит реализацию невостребованных залогов к розничной торговле.

ГК РФ ввел в обиход деятельности ломбардов важное терминологическое изменение: применительно к операциям ломбардов вместо понятия «ссуда» используется понятие «кредит». Ссуда — передача денег или иного имущества в безвозмездное пользование (ст. 689 ГК РФ «Договор безвозмездного пользования»), а ломбард выдает деньги под залог за плату.

Обратите внимание!

В качестве залогодателя в ломбарде могут выступать только граждане (физические лица), сдающие в залог движимое имущество, предназначенное для личного потребления.

Согласно п. 1 ст. 358 ГК РФ ломбард — это специализированная организация, из чего следуют два важных вывода:

  1. Ломбард не вправе заниматься иными видами деятельности.
  2. Индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять деятельность ломбарда.


При учете залоговых операций ломбардов бухгалтерам, как и другим работникам ломбардов, необходимо руководствоваться правовыми нормами, заложенными в упомянутых выше статьях ГК РФ. К сожалению, эти нормы далеко не всегда соответствующим образом учтены в других федеральных нормативных актах. Это обусловливает определенные трудности и спорные ситуации, которые часто возникают при решении вопросов бухучета и налогообложения операций ломбардов.

Отчитываемся как все

Хотя ломбард и выдает кредиты, он не является кредитной организацией в смысле Закона РФ «О банках и банковской деятельности» (это следует, например, из Письма ЦБ РФ от 16.04.2002 № 33/2180 в «Лигу ломбардов»). Поэтому ломбарды сдают бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации, а также уплачивают налоги в порядке, установленном для обычных коммерческих организаций.

В большинстве случаев ломбарды принимают в залог ювелирные и иные бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако все большее распространение приобретает прием автомобилей, бытовой техники и других вещей, хотя их доля в общем обороте всех ломбардов остается не слишком значительной. Вид принимаемых в залог изделий по общему правилу не влияет на особенности бухгалтерского учета и отчетности, исключая, пожалуй, нюансы инвентаризации, о которых мы скажем ниже.

Имейте в виду!

Все ломбарды обязаны встать на учет в Росфинмониторинге. Также необходимо согласовать с Росфинмо ниторингом Правила внутреннего контроля организации в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми во исполнение данного Закона. Кроме того, ломбарды, принимающие в залог изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, должны встать на специальный учет в органах пробирного надзора в соответствии с Законом от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Инструкцией о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.06.2003 № 51 н.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с НК РФ ломбарды не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). На их услуги в отличие от иных бытовых услуг населению, включенных в Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), не распространяется система ЕНВД (ст. 346.12 НК РФ).

Часто задают вопрос:

Может ли применяться система налогообложения в виде ЕНВД в отношении реализации ломбардом невостребованных залогов?

Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Прежде всего следует исходить из сути правоотношений по реализации предмета залога. Ломбард, реализуя предмет залога, продает имущество залогодателя, следовательно, дохода (прибыли) непосредственно от реализации указанного имущества ломбард не получает. Поэтому реализация невостребованных залогов не является для ломбарда предпринимательской деятельностью. Система ЕНВД применяется для определенных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а значит, не применима при реализации невостребованных залогов. К данному выводу можно прийти и иным способом: ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли. Но розничная торговля как в целях главы 26.3 НК РФ, так и по ст. 492 ГК РФ понимается в качестве предпринимательской деятельности. Вывод аналогичен предыдущему.

Правда, некоторые ломбарды взимают с залогодателей плату (вознаграждение) за реализацию невостребованных залогов, то есть в этом смысле ведут предпринимательскую деятельность. Но такая деятельность аналогична деятельности в рамках договора комиссии (агентского договора) и к розничной торговле не относится.

Иначе дела обстоят в отношении реализации имущества, обращенного в собственность ломбарда. С момента такого обращения вещь теряет статус невостребованного имущества и становится собственностью ломбарда и в случае продажи облагается в общеустановленном порядке (в соответствующих случаях в рамках системы ЕНВД).

Казалось бы, все ясно. Однако недавно появился ответ Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21.02.2006 № 03-11-04/3/96 на частный запрос одного из ломбардов, вызвавший переполох в ломбардном сообществе. В указанном документе говорится, что ломбарды, осуществляющие реализацию невостребованных залогов по договорам розничной купли-продажи, могут быть привлечены к уплате ЕНВД, то есть высказывается точка зрения, противоположная вышеизложенной.

Мы полагаем, что такой ответ Минфина РФ спровоцирован поставленным вопросом: там говорится о ломбарде, осуществляющем реализацию невостребованных залогов в режиме розничной торговли. Но такая реализация, как указано выше, просто невозможна по определению.

Получилось, что «каков вопрос — таков ответ».

Обратите внимание!

Ломбарду, правильно осуществляющему учет результатов реализации невостребованных залогов, переход на ЕНВД заведомо невыгоден. Ведь это означает уплату налога на операцию, которая по общему правилу никаким налогом не облагается (даже не говоря о дополнительной проблеме ведения раздельного учета).

В начале весны 2006 года вышло новое Письмо Минфина РФ — от 21.03.2006 № 03-11-04/3/142, в котором чиновники расставили все по местам, а вышеупомянутый ответ был фактически дезавуирован. Там подчеркнуто, что реализация ломбардом невостребованного имущества граждан вообще не может рассматриваться как реализация им товаров (работ, услуг), а в случае реализации предмета залога, перешедшего в собственность ломбарда, ЕНВД применяться может.

Принимаем вещи в залог или на хранение

Вещь, сданная в ломбард, принимается к бухгалтерскому учету по сумме оценки, предусмотренной в залоговом билете, и отражается по дебету счета 002 «Товары, принятые на ответственное хранение». Сумма оценки принимаемого в залог имущества определяется договором между ломбардом и клиентом. При этом принимаемое ломбардом имущество должно быть оценено по его рыночной цене (п. 3 ст. 919 ГК РФ). По той же рыночной цене предмет залога подлежит обязательному страхованию за счет ломбарда (п. 3 ст. 358 ГК РФ).

Те ломбарды, которые оценивают, а тем более страхуют принимаемые изделия из драгоценных металлов, исходя из цены драгоценных металлов и драгоценных камней, входящих в изделие, нарушают законодательство.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «рыночная цена» является субъективной категорией, поэтому контролирующим органам, как правило, сложно предъявлять к ломбарду обоснованные претензии по поводу заниженной или завышенной оценки принятого имущества. Тем более в части, касающейся вопросов бухгалтерского учета и налогообложения, если речь не идет об упомянутой выше методической ошибке.

Имейте в виду!

Сумма оценки предмета залога имеет практическое значение только в следующих случаях:

—для целей учета ломбардом принимаемых залогов;

—для целей обязательного страхования предмета залога;

—для определения размера ответственности ломбарда в случае повреждения или утраты принятой вещи.

Выдаем кредит

Размер и другие условия выдачи ломбардом кредита обычно определяются в залоговом билете. Таким образом, договор о залоге вещей в ломбарде (залоговый билет) является еще и кредитным договором (договором займа), что можно считать уже сложившимся обычаем делового оборота.

Кроме того, существует практика детализации условий залога и кредита в правилах оказания услуг ломбарда и/или других локальных актах ломбарда, которые являются неотъемлемой частью договора о залоге.

Взаимосвязь между суммой выдаваемого ломбардом кредита и величиной оценки обеспечивающего этот кредит предмета залога законодательством не предусмотрена. Поэтому сумма кредита, обеспеченного залогом, устанавливается исключительно договором ломбарда с клиентом и определяется финансовой политикой ломбарда (с одной важной оговоркой: сумма выдаваемого кредита должна быть меньше суммы оценки вещи, иначе не будет выполнено условие обеспечения кредита залогом, установленное в п. 1 ст. 358 ГК РФ).

На практике обычный срок залога вещей в ломбарде составляет 25—30 дней, а залоги сроком более чем на два месяца крайне редки. Согласно ГК РФ выдаваемые ломбардами кредиты являются краткосрочными (краткосрочными считаются кредиты, выдаваемые на срок до 12 мес). Таким образом, ломбард в принципе не вправе выдавать кредиты на срок более 12 мес. (во всяком случае, выдача такого кредита не может рассматриваться как деятельность ломбарда).

Поскольку в действующих нормативных актах не содержится прямого указания о счете, на котором следует вести учет кредитов, выдаваемых ломбардами, для такого учета обычно используют либо счет 58 «Финансовые вложения», либо счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование любого из указанных счетов соответствует установленным правилам бухгалтерского учета и, безусловно, не влечет за собой никаких налоговых последствий. Но все же вариант со счетом 58 нам представляется более предпочтительным.

Выбор счета 76 для учета выданных ломбардом кредитов, по нашему мнению, имеет недостатки. К примеру, этот счет часто используется для разнообразных расчетов, а потому достаточно «перегружен». Кроме того, в данном случае вызывает сомнение логика отнесения основной операции ломбарда к расчетам ломбарда с разными дебиторами.

Выдача ломбардом кредита клиенту может быть отражена следующей проводкой: Д-тсч. 58-3 (76) К-т сч. 50-1.

Принимаем плату за услуги (операции)

• Что является выручкой от реализации товаров, работ, услуг ломбарда?

По общему правилу это прежде всего суммы (проценты), полученные от предоставления ломбардом кредитов.

К сведению!

Операция по выдаче кредита является основным (и уставным) видом деятельности ломбарда, поэтому доходы от этой операции (плата за кредит) не подлежат отражению в составе внереализационных доходов (что практикуется отдельными ломбардам

Под платой за кредит ломбарда обычно понимается процент от суммы выдаваемого кредита. Это также не является догмой, так как к компетенции ломбарда относится не только размер кредита, но и система его определения.

На практике нередко применяется гибкая система установления величины уплачиваемого процента (тарифа) за кредит в зависимости от размера выдаваемого кредита: чем выше сумма кредита, тем выше уплачиваемый процент. Но многие применяют и противоположный принцип: больший кредит — меньший процент, и это имеет определенный смысл.

Для ломбарда указанные доходы являются выручкой как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Такая позиция подтверждается, например, письмами МНС РФ от 25.05.2000 № ШС-9-03/179 и Минфина РФ от 27.08.2001 № 04-02-05/4/17 в адрес НО НП «Лига ломбардов».

Многие ломбарды взимают также плату за хранение, подготовку невостребованного имущества к реализации (или за реализацию), за перезалог (продление срока залога) и за ряд других услуг, связанных с деятельностью ломбарда. Очевидно, что они также относятся к понятию «выручка».

До недавнего времени, дабы снизить риски споров с налоговиками, мы советовали взимать плату за хранение в соответствии с настойчивыми рекомендациями на этот счет налоговых органов (например, в Письме Госналогслужбы РФ от 19.05.97 № ПВ-6-03/376).

Однако обязанность ломбарда хранить вещи, принятые в залог, вытекает из п. 3 ст. 358 ГК РФ. Поэтому взимание платы за хранение, по крайней мере за период до установленного срока выкупа плюс льготный месяц, представляется неправомерным. После того как на основании этого из проекта формы бланка строгой отчетности «Залоговый билет» Минфином была исключена обязательная строка «Плата за хранение», ломбард, не взимающий плату за хранение предмета залога, уже не рискует получить по этому поводу обоснованные претензии налоговых органов. Поэтому взимать такую плату не следует (по крайней мере с 01.06.2006 — с даты начала применения новой формы бланка строгой отчетности «Залоговый билет»).

Плата по указанным услугам (операциям) ломбарда отражается на счете 90 «Выручка».

Выручка по каждой из услуг может быть отражена на отдельных субсчетах, но, по нашему мнению, достаточным будет и ведение только двух субсчетов, учитывающих выручку, облагаемую НДС, и выручку, не облагаемую НДС. Например:

счет 90-1.1 «Выручка, облагаемая НДС» — плата за хранение и другие облагаемые НДС услуги

счет 90-1.2 «Выручка, не облагаемая НДС» — плата за кредит.

Методика учета выручки от реализации услуг ломбарда зависит от системы взимания платы с клиентов, которую применяет ломбард.

Потребитель обязан оплатить оказанную услугу по ее окончании, если иное не предусмотрено законодательством или договором о залоге (ст. 37 Федерального закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Таким образом, с правовой точки зрения более корректным будет взимание ломбардом платы за услуги при выкупе имущества, что в настоящее время и практикуется большинством ломбардов. При этом правомерным является и взимание по договору с клиентом платы за услуги (операции) при залоге имущества, то есть авансом.

В случае просрочки установленного срока выкупа большинство ломбардов взимают с залогодателя плату за кредит в виде пеней (штрафа), обычно в двойном или ином повышенном размере. Указанные пени (штрафы) являются внереализационными доходами ломбарда, отражаемыми на счете 91-1 «Прочие доходы».

Какие услуги (операции) ломбарда облагаются НДС?

Операции по выдаче ломбардами кредитов населению не облагаются НДС (освобождаются от НДС) сразу по двум основаниям:

— как осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии Центрального банка РФ (подп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ);

— как оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В связи с тем что деятельность ломбардов в настоящее время не лицензируется, некоторые работники налоговых органов утверждают, что кредитные операции ломбарда в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ теперь облагаются НДС (не освобождаются от НДС).

К сожалению, п. 6 ст. 149 НК РФ сформулирован по принципу «казнить нельзя помиловать». Однако здравый смысл и объективный анализ позволяют утверждать, что освобождение от обложения НДС не действует только в том случае, если организация, которая должна иметь лицензию, таковой не имеет.

К сведению!

В ответ на запрос, сделанный по ходатайству НО НП «Лига ломбардов» депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Павлом Медведевым, МНС РФ подтвердило, что и после отмены лицензирования деятельности ломбардов операции ломбардов по выдаче населению кредитов НДС не облагаются (исходящий № ВГ-9-03/250 от 29.07.2003).

Вместе с тем доходы в виде платы за перезалог, реализацию (подготовку к реализации) невостребованных залогов и другие услуги облагаются НДС в общеустано вленном порядке.

По вопросу раздельного учета затрат ломбарда для целей ст. 170 НК РФ (для НДС) необходимо отметить следующее:

в связи с тем, что практически все затраты ломбарда (на охрану, на техническое обслуживание, на заработную плату и так далее) относятся и к операциям по выдаче кредитов (не облагаемым НДС), и к услугам, облагаемым НДС, для ведения раздельного учета разделение затрат целесообразно производить согласно удельному весу (доле) оборотов, облагаемых и не облагаемых НДС, в общей сумме выручки от реализации с соответствующим отражением этого порядка в учетной политике ломбарда.

В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные ломбардам продавцами товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, принимаются к вычету в доле, приходящейся на обороты, облагаемые НДС. А в доле, приходящейся на обороты, не облагаемые НДС, включаются в стоимость соответствующих товаров (работ, услуг).

Операции, облагаемые НДС, составляют небольшую долю в общих доходах ломбарда. Тем не менее ломбарду с суммой выручки, заведомо не превышающей за три последовательных месяца два миллиона рублей, имеет смысл поступить по принципу «нет НДС — нет проблемы». Такие ломбарды имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Только необходимо отслеживать момент, когда сумма выручки за три последовательных месяца превысит два миллиона рублей, так как ломбард потеряет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с первого числа месяца, в котором произошло такое превышение.

Опишем одну из наиболее распространенных, хотя и не единственно возможную, схему бухгалтерского учета платы за кредит при выкупе имущества (или при реализации невостребованного имущества), то есть в момент завершения (отгрузки) услуги.

В этом случае клиент ломбарда, возвращая кредит, одновременно вносит плату за предоставленные ему услуги. Деньги, поступившие в ломбард от клиента, учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Соответственно делается запись: Д-т сч. 50-1 К-т сч. 62.

Сумма, полученная от клиента при выкупе имущества, включает:

а) плату за хранение и другие облагаемые НДС услуги (если она взимается);

б) плату за кредит (услуга, не облагаемая НДС);

в) сумму возвращаемого кредита;

г) пени (штрафы) за несвоевременный возврат кредита.

Исходя из этого делаются следующие проводки: Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1.1 — начислена плата за хранение и другие облагаемые НДС услуги

Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68 — начислен НДС с облагаемой выручки

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1.2 — начислена плата за кредит Д-т сч. 62 К-т сч. 58-3 (76) — задолженность по кредиту Д-т сч. 62 К-т сч. 91-1 — начислены пени (штрафы) по кредиту.

Одновременно по кредиту счета 002 «Товары, принятые на ответственное хранение» списывается предмет залога в сумме его оценки при залоге, указанной в залоговом билете.

Как исчислять проценты за кредит?

После вступления в силу главы 25 НК РФ этот вопрос стал не таким уж простым.

Что касается бухгалтерского учета, то здесь все осталось по-прежнему. Ломбарды, применяющие в соответствии с учетной политикой кассовый метод, учитывают проценты по мере фактической оплаты, а применяющие метод учета «по отгрузке» — по факту оказания (завершения) услуги (кстати, у ломбарда эти два события обычно совпадают во времени, поскольку в большинстве случаев проценты взимаются в момент выкупа).

С налоговым учетом все гораздо сложнее. Пункт 4 ст. 328 НК РФ предусматривает особый порядок учета доходов (процентов) по долговым обязательствам: как сумму дохода, полученного либо подлежащего получению в отчетном периоде в соответствии с условиями договора. Проще говоря, ломбарды для целей исчисления налога на прибыль должны определять свой доход в отчетном периоде (квартале) исходя из фактически полученных процентов (платы за кредит) плюс процентов, подлежащих начислению в этом периоде в соответствии с договором о залоге по невыкупленным (нереализованным) залогам, за минусом процентов, начисленных в предыдущем периоде, но полученных в отчетном периоде.

Причем это требование относится не только к организациям, применяющим метод начисления, но и к любым организациям, для которых операции с соответствующими долговыми обязательствами признаются операциями реализации в соответствии суставной деятельностью (п. 4 ст. 328 НК РФ) — а ломбарды являются как раз такими организациями.

Таким образом, указанный порядок исчисления процентов за кредит, по нашему мнению, распространяется на все ломбарды вне зависимости от принятого в налоговом учете метода определения доходов и расходов (метода начисления или кассового метода).

Обратите внимание!

Процентные доходы у ломбардов в бухгалтерском учете по общему правилу не совпадают с таковыми в налоговом учете. Причем в развивающемся ломбарде, то есть в ломбарде, где задолженность залогодателей по выданным кредитам растет, налоговый доход выше, чем бухгалтерский.

Кроме того, исчисление процентов по правилам ст. 328 НК РФ представляет определенные технические трудности, если, конечно, ломбард не использует специально созданную для этих целей компьютерную программу.

Реализуем невостребованное имущество

Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения при реализации невостребованного имущества вызывают, как правило, наибольшие трудности и дискуссии. Для правильного решения этих вопросов нужно четко понимать правовую сущность этой реализации (основываясь на соответствующих нормах ст. 358 и 350 ГК РФ):

1) невостребованный залог не переходит в собственность ломбарда автоматически. Он является собственностью залогодателя (клиента ломбарда) до момента реализации;

2) средства, вырученные ломбардом от реализации невостребованного имущества, также являются собственностью залогодателя;

3) невостребованный залог в любой момент до реализации может быть выкуплен залогодателем;

4) ломбард имеет право удовлетворить свои требования к залогодателю из средств, вырученных при реализации невостребованного имущества (п. 1 ст. 334 ГК РФ);

5) в случае если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница подлежит возврату залогодателю — клиенту ломбарда (п. 6 ст. 350 ГК РФ);

6) после реализации невыкупленного имущества в порядке, установленном ст. 350 ГК РФ, требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации, недостаточна для их полного удовлетворения (п. 5 ст. 358 ГК РФ).

Из вышеизложенного следует, что суммы, вырученные ломбардом при реализации невостребованного имущества, безусловно, не могут рассматриваться как доход ломбарда (или как «реализация товаров (работ, услуг) или имущества ломбарда»). В связи с этим было бы неправомерно отражать указанные суммы на счетах реализации или внереализационных доходов ломбарда. Их следует рассматривать как кредиторскую задолженность ломбарда залогодателю. Поэтому представляется целесообразным учитывать их на счете 76, субсчете «Задолженность залогодателям по реализованным невостребованным залогам» (например, на субсчете 76-5).

Соответствующая проводка будет выглядеть следующим образом:

Д-т сч. 62 К-т сч. 76-5 — реализован невостребованный залог.

Одновременно с кредита счета 002 списывается предмет залога в сумме его оценки при залоге.

При фактическом получении денег от реализации предмета залога делается проводка: Д-т сч. 50-1 (51) К-т сч. 62 — получено с торгов.

До недавнего времени НДС при реализации невостребованных залогов был одной из серьезнейших проблем, существенно влияющих на многие аспекты деятельности ломбардов, включая бухгалтерский и налоговый учет.

Дело в том, что налоговые органы, ссылаясь на ст. 146 НК РФ, утверждали, что налоговой базой по НДС у ломбарда является вся сумма, вырученная при реализации невостребованного имущества. И хотя такая позиция не соответствовала другим нормам НК РФ, а также судебной практике и мнениям независимых экспертов (согласно которым налоговой базой является только доход (вознаграждение), получаемый ломбардом за реализацию невостребованного имущества), многие ломбарды предпочитали избегать налоговых рисков, следуя неправомерным рекомендациям налоговиков. Одновременно ломбардное сообщество несколько лет добивалось разумного решения данного вопроса. Наконец, с 01.01.2006 вступила в действие поправка в ст. 156 НК РФ (Закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ), из которой следует, что НДС при реализации невостребованного имущества взимается только с дохода (вознаграждения) за реализацию, а не со всей суммы, полученной ломбардом при реализации невостребованного имущества.

С точки зрения закона проблема решена. Однако пока еще рано делать выводы об окончательной победе ломбардов, подождем реакции налоговых органов на применение этой нормы.

Обратите внимание!

Вышесказанное относится только к невостребованному имуществу. Если данное имущество перешло в установленном порядке (после проведения повторных торгов) в собственность ломбарда, то оно теряет статус невостребованного и в случае его продажи облагается НДС в общем порядке.

Начисление требований ломбарда к залогодателю после реализации невостребованного залога осуществляется на дату реализации залога в порядке, установленном договором о залоге.

Наиболее распространенными вариантами таких требований являются следующие:

а) плата за подготовку предмета залога к реализации (если она взимается);

б) плата за хранение (если она взимается);

в) плата за кредит;

г) возврат суммы выданного кредита.

При начислении требований ломбарда из суммы, вырученной при реализации, делаются следующие проводки: Д-т сч. 76-5 К-т сч. 90-1 — предъявлены требования по плате за хранение за срок, установленный при залоге, и иные услуги

Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68-2 — начислен НДС с облагаемой выручки

Д-т сч. 76-5 К-т сч. 90-1.2 — предъявлены требования по плате за кредит за период до срока выкупа, установленного при залоге

Д-т сч. 76-5 К-т сч. 58-3 (76-5) — предъявлены требования по возврату кредита

Д-т сч. 76-5 К-т сч. 91-1 — предъявлены требования по пеням (штрафам) по кредиту и так далее.

После удовлетворения всех требований ломбарда к залогодателю оставшаяся часть (остаток) вырученной при реализации суммы подлежит возврату клиенту ломбарда.

Это оформляется проводкой: Д-т сч. 76-5 К-т сч. 50.

Следует иметь в виду, что по требованию залогодателя ломбард обязан ознакомить его со всеми расчетами по сумме, вырученной при реализации невостребованного залога. При необходимости ломбард должен предоставить клиенту для этого специальный документ свободной формы с расчетом по каждому реализованному залогу.

Клиент может не обратиться в ломбард, и соответственно последний не выплатит залогодателю остаток. В этом случае по истечении трехлетнего срока исковой давности ломбард обязан отразить невостребованную сумму (невостребованную кредиторскую задолженность) на основании инвентаризации как свой внереализационный доход в бухгалтерском и налоговом учете (в бухгалтерском учете — в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в налоговом — согласно п. 1 ст. 250 НК РФ).

В этом случае делается проводка: Д-т сч. 76-5 К-т сч. 91-1 — внереализационный доход от списания кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (НДС при этом не возникает).

Как быть в случае, если сумма требований ломбарда к залогодателю больше, чем сумма, вырученная при реализации залога?

В Гражданском кодексе РФ сказано, что по договорам о залоге вещей в ломбарде (в отличие от всех других договоров о залоге) требования ломбарда к залогодателю после реализации невостребованного залога погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации, недостаточна для их полного удовлетворения (иными словами, ломбард не вправе требовать от клиента долг, превышающий сумму, вырученную при реализации предмета залога). Здесь законодательство на стороне клиента ломбарда.

За счет какого источника происходит погашение долга клиента?

В зависимости от причины возникновения проблемы здесь возможны два варианта решения.

1. В случае если подобная ситуация возникает вследствие ошибки товароведа (эксперта-оценщика) при оценке залога и соответственно — выдаче кредита, решение должно быть однозначным: в соответствии с договором о полной материальной ответственности товароведа погашение требований ломбарда к залогодателю происходит за счет товароведа.

2. Гораздо чаще невозможность удовлетворения всех требований ломбарда из суммы, вырученной при реализации, связана, например, с неблагоприятной конъюнктурой рынка, которую, разумеется, нельзя рассматривать как ошибку работника или ломбарда. В этом случае вполне правомерным является списание оставшихся требований ломбарда в составе внереализационных расходов, как безнадежные долги — долги, не реальные для взыскания — (в бухгалтерском учете в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», в налоговом учете — на основании п. 2 ст. 265 НК РФ).


Позиция, согласно которой данный случай, предусмотренный в п. 5 ст. 358 ГК РФ, следует рассматривать как прекращение обязательства невозможностью исполнения (а значит, как безнадежный долг), подтверждена в Заключении главного научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктора юридических наук, профессора Михаила Брагинского по договору от 05.10.2005 № 72.

Требования ломбарда к залогодателю (дебиторская задолженность залогодателя), погашаемые за счет ломбарда и/или работника ломбарда, могут быть отражены следующими проводками:

Д-т сч. 91-2 К-т сч. 76-5 — дебиторская задолженность залогодателя погашена за счет ломбарда Д-т сч. 73-2 К-т сч. 76-5 — дебиторская задолженность залогодателя погашена за счет работника ломбарда.

Убыток от списания дебиторской задолженности не означает совершения ломбардом убыточной сделки или реализации ниже себестоимости. Дело в том, что невыкупленный залог, как уже отмечалось выше, не принадлежит ломбарду и, следовательно, для ломбарда не имеет себестоимости. Да и вырученные деньги не принадлежат ломбарду. В данном случае убыток ломбарда обычно возникает вследствие невозврата части суммы выданного кредита.

Напомним также, что цена реализации невостребованной вещи определяется не ломбардом, а результатами торгов, в которых участвуют не менее двух лиц. То есть, эта цена при законно проведенных торгах фактически является рыночной. К тому же вероятность того, что на таких торгах победителем (покупателем вещи) будет лицо, взаимосвязанное с ломбардом в смысле ст. 40 НК РФ, ничтожно мала. Таким образом, получается, что налоговый орган вряд ли вправе проверить правильность применения цен на торгах в соответствии с п. 2 ст. 40 НКРФ.

Важно правильно определить и отразить в учете дату реализации невостребованного залога, поскольку на эту дату проводится начисление всех требований ломбарда к залогодателю. Вещь является реализованной с момента ее передачи приобретателю, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору»).

Имейте в виду!

По общему правилу датой реализации невостреб! ванного залога и соответственно датой начисления требований ломбарда к залогодателю является дата передачи невостребованного залога новому владельцу (обычно победителю торгов), вне зависимости от даты оплаты и от принятой в ломбарде системы учета выручки («по оплате» или «по отгрузке»). По факту дата передачи невостребованного залога и дата оплаты этой вещи победителем торгов обычно совпадают, хотя в принципе это необязательно.

Необходимо добавить, что реализация невостребованных залогов (по истечении льготного срока) — это право, но не обязанность ломбарда. Следовательно, никаких претензий по поводу нереализации либо слишком длительной (поздней) реализации невостребованного имущества ломбарду никто не вправе предъявлять.

Был залог стала собственность

В случае если первые и повторные торги невостребованными залогами объявлены несостоявшимися, ломбард вправе в течение месячного срока оставить невостребованные залоги за собой (п. 4 ст. 350 ГК РФ), то есть обратить их в свою собственность.

Бухгалтерский учет связанных с этой процедурой операций в данном случае не отличается от описанного выше, поскольку обращение в собственность ломбарда — это одна из форм реализации невостребованного залога, предусмотренная для определенных ситуаций Гражданским кодексом РФ.

В зависимости от целевого назначения обращаемой в собственность ломбарда вещи она может быть оприходована на счет 41 «Товары» или другой счет бухгалтерского учета имущества ломбарда (по цене, определяемой ломбардом, но не ниже, чем начальная продажная цена торгов за минусом 10%), в корреспонденции со счетом 76, субсчетом, например, 76-5 «Задолженность залогодателям по реализованным невостребованным залогам». После этого с указанного субсчета погашаются все начисленные требования ломбарда к клиенту. Если цена, по которой вещь оставлена за ломбардом, ниже суммы его требований к клиенту, остаток относится на счет 91-2, то есть погашается ломбардом, или на счет 73-2 (погашение за счет работника). Если указанная цена выше, разница подлежит возврату клиенту.

Одновременно с оприходованием ломбардом вещи, она списывается с кредита счета 002 в сумме ее оценки при залоге. Вопрос с НДС в этот момент решается аналогично его решению при обычной реализации невостребованного залога ломбардом.

Все хозяйственные операции с вещью, обращенной в собственность, осуществляются и подлежат бухгалтерскому учету и налогообложению в том же порядке, что и операции с любым другим имуществом организации. Исключением является случай, когда организация осуществляет с этим имуществом торговые операции, которые подпадают под действующую в регионе систему налогообложения ЕНВД. Эти обстоятельства (в том числе, обложение НДС) должны быть учтены ломбардом при принятии решения об обращении предмета невостребованного залога в собственность ломбарда и о цене, по которой он обращается в собственность ломбарда.

Налоговую инспекцию информировать не нужно

Невостребование клиентом ломбарда залога означает невозврат ломбарду выданного кредита.

Должен ли ломбард информировать налоговую инспекцию о невостребовании гражданином-залогодателем предмета залога или о реализации ломбардом невостребованного залога в рамках требований главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ?

Что касается самого факта невостребования предмета залога, иными словами, невозвращение кредита (займа) залогодателем, ответ однозначен: само по себе невозвращение займа не означает прекращения долга. Следовательно, ни факт получения кредита (займа), ни его невозвращение в срок, не означают, что залогодатель получил доход. Это прямо следует из норм гражданского (и бухгалтерского) законодательства РФ, а НК РФ не предусматривает иное. Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, в данном случае применяется норма гражданского права, то есть невозвращение гражданином займа не означает получение им дохода в смысле НК РФ. Соответственно не может ставиться вопрос и об обязанности ломбарда сообщать налоговому органу о невозврате гражданином (залогодателем) кредита (займа), поскольку гражданин (залогодатель) не получил доход.

Не совсем однозначная ситуация возникает при реализации ломбардом невостребованного залога. Дело в том, что невостребованный залог является собственностью (имуществом) залогодателя и, следовательно, при реализации этого имущества доход у залогодателя возникает (ст. 208 НК РФ). При этом доход от реализации имущества в соответствии с НК РФ облагается налогом на доходы физических лиц.

Исходя из всего изложенного, налоговые органы утверждали, что ломбард, реализовавший невостребованное имущество, должен ежегодно сообщать о вышеуказанном доходе залогодателя в налоговый орган по месту постановки ломбарда на налоговый учет (ст. 230 НК РФ, в рамках представляемых по форме 2-НДФЛ сведений о доходах физических лиц). К примеру, такая позиция изложена в ответе МНС РФ от 03.01.2002 № 04-1-07/2157-АК959 на запрос «Лиги ломбардов». Более того, в 2003—2004 годах налоговики проводили тотальные проверки ломбардов на предмет выполнения указанного требования.

Однако анализ НК РФ в действующей сейчас редакции позволяет утверждать, что ломбард не должен сообщать в налоговый орган о доходах залогодателей, полученных ими в результате реализации невостребованного имущества.

Действительно, сведения о доходах физических лиц представляют налоговые агенты (ст. 230 НК РФ). Налоговыми агентами признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (ст. 24 НК РФ). Ломбард же в случае реализации невостребованного имущества граждан не исчисляет, не удерживает и не перечисляет в бюджет налог на доходы физического лица (п. 2 ст. 226 и подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Таким образом, ломбард в данном случае не является налоговым агентом, а значит, и требования ст. 230 НК РФ в данном конкретном случае к ломбарду не относятся. То есть ломбард не должен информировать налоговиков о реализации имущества залогодателя. Аналогичную позицию в 2005 году высказал и Минфин РФ (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 14.05.2005 №03-05-01-04/133).

Еще один проблемный момент связан с тем, что реализация ломбардом невостребованных залогов осуществляется на основании исполнительной надписи нотариуса. В результате ломбард взаимодействует с нотариусом гораздо чаще, нежели другие организации.

Необходимо ли информировать налоговую инспекцию о вознаграждении, выплаченном частному нотариусу за совершение исполнительной надписи?

Частные нотариусы сами исчисляют и уплачивают налоге сумм доходов, полученных от своей деятельности, а также представляют в налоговый орган декларации (подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ). Следовательно, аналогично изложенному выше ломбард, осуществляющий выплаты нотариусу, не является в данном случае налоговым агентом и норма ст. 230 НК РФ к ломбарду также не относится. Поэтому полагаем, что ломбард не должен представлять в налоговый орган сведения о выплатах частным нотариусам.

Расходы ломбарда

Хотелось бы обратить внимание читателей на нюансы, связанные с некоторыми специфическими расходами ломбардов.

Начнем с расходов по страхованию принятых ломбардом вещей, которое является обязательным в силу требования ст. 358 и 919 ГКРФ.

Российский парадокс в данном случае заключается в том, что, хотя такое страхование является обязательным, оно по крайней мере, по мнению Министерства финансов РФ и ФНС РФ, не является обязательным в смысле законодательства о страховании (глава 48 ГК РФ), поскольку нет утвержденных тарифов страхования залогов. С такими умозаключениями фискальных органов можно спорить, но факт остается фактом: считается, что страхование принятых ломбардом вещей не относится к обязательным видам страхования. А НК РФ безоговорочно относит для целей налогообложения только расходы по обязательным видам страхования; по другим, необязательным видам страхования, существует закрытый перечень таких расходов.

Уменьшают ли затраты на страхование залогов доходы ломбарда в целях налога на прибыль?

К радости ломбардов и к чести налоговых органов, МНС РФ дало «Лигеломбардов» утвердительный ответ на этот вопрос со ссылкой на п. 1 ст. 263 НК РФ (от 27.04.2002 исходящий № 17).

Основанием для признания расходов на страхование залогов в целях налогообложения, по нашему мнению, является следующее обстоятельство: предмет залога — это имущество, используемое ломбардом при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 263 НК РФ).

Кроме того, по нашему мнению, страхование заложенных вещей может быть отнесено к расходам, связанным с содержанием предмета залога (подп. 31 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По понятным причинам обеспечение безопасности составляет относительно большую (и растущую) часть расходов ломбардов. Сюда относятся затраты на «пультовую» и физическую охрану помещений ломбарда, их техническую укрепленность, оснащение охранно-пожарной сигнализацией (ОПС), а также страхование денежных средств в кассе и другого ценного имущества ломбардов, перевозка денег и иных ценностей. Здесь особых проблем у бухгалтеров теперь не возникает. Обратим лишь внимание на то, что ОПС относится к основным средствам, амортизируемым в установленном порядке.

Напомним также, что расходы на вневедомственную охрану с 01.01.2005 прямо отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).

Особенностью деятельности большинства ломбардов является привлечение банковских кредитов для выдачи денег залогодателям. Здесь также особых бухгалтерских и налоговых проблем нет, но при условии учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения в пределах нормативов, установленных ст. 269 НК РФ. То есть для целей налогообложения учитываются расходы по процентам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, или в случае отклонения не более чем на 20% от среднего уровня процентов по аналогичным долговым обязательствам в этом же отчетном периоде (квартале или месяце). В бухгалтерском учете все проценты по долговым обязательствам учитываются по фактически произведенным расходам.

Подчеркнем, что в соответствии с указанной статьей облагаемая база по налогу на прибыль уменьшается при использовании для производственной деятельности ломбарда денежных средств, полученных не только в виде банковских кредитов, но и по договорам займа от физических и юридических лиц. Это весьма важно для ломбардов, которые практикуют использование заемных средств, полученных от учредителей.

Кстати, указанная норма является еще одним подтверждением очевидной истины, установленной гражданским законодательством, но нередко игнорируемой налоговыми и другими органами: ломбарды вправе для своей деятельности брать займы у любых физических и юридических лиц (ст. 807 ГК РФ). Такие займы не являются незаконным привлечением денежных средств населения или юридических лиц, конечно, при условии грамотного оформления договора (договоров).

Специфическим расходом ломбарда являются и систематические платежи за исполнительную надпись нотариуса. Эти расходы принимаются к бухгалтерскому учету по фактическим затратам после реализации невостребованного залога, причем для целей налогового учета плата частному нотариусу учитывается в периоде получения услуги нотариуса, но только в размере тарифа (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для исполнительной надписи нотариуса таким тарифом (государственной пошлиной) является 0,5% от суммы требований ломбарда к должнику (залогодателю). Поэтому оптимизируйте сумму своих требований к залогодателям при оформлении исполнительной надписи нотариуса (конечно, в рамках закона), тем более что на дату реализации невостребованного залога эта сумма все равно будет гораздо выше, чем на дату совершения надписи.

Расходы на исполнительную надпись нотариуса относятся на счет 20, так как они связаны с основной производственной деятельностью ломбарда.

Денежные расчеты с населением БСО или ККТ?

В соответствии с Положением «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (далее — Положение), организации, осуществляющие денежные расчеты с населением за оказанные услуги без применения ККТ, должны до 01.01.2007 перейти на новые формы бланков строгой отчетности (далее — БСО), если таковые будут утверждены Минфином РФ по обращению заинтересованных организаций. Таким образом, организации службы сервиса оказались перед дилеммой: применять ККТ, способствовать утверждению новых БСО либо искать возможности работы и без ККТ, и без БСО.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого из альтернативных вариантов.

В ст. 358 ГК РФ определена сущность основной услуги ломбарда: выдача гражданину кредита, обеспеченного предметом залога, предназначенного для личного потребления. Эта услуга оформляется залоговым билетом, обычно содержащим в себе элементы двух договоров: кредита (займа) и залога (то есть обеспечения кредита).

Применяя ККТ, ломбард вправе оформлять указанный залоговый билет в произвольной форме. Но он должен содержать все реквизиты, предусмотренные законом (ст. 339 ГК РФ). При этом применять БСО, а тем более БСО по форме, утвержденной Минфином РФ, не нужно.

Плюс такой схемы — возможность работы с залоговым билетом оптимальной для конкретного ломбарда формы и сокращение типографских затрат (нумерация БСО стоит недешево).

В минусе — дополнительные затраты, связанные с ККТ и (выскажем мысль, с которой апологеты ККТ, возможно, не согласятся) значительная потеря контролируемости. Ведь известно, что для определенных целей любая ККТ легко поддается перепрограммированию.

Другим вариантом является отрицание очевидного факта, что ломбард оказывает услуги населению, и неприменение в связи с этим ни ККТ, ни БСО утвержденной Минфином формы. При этом с клиентом оформляется так называемый кредитно-залоговый договор (или два договора: кредитный и о залоге).

Такой экзотический вариант применяют немногие ломбарды. И, по нашему мнению, у них могут возникнуть проблемы в части правомерности невыдачи чека ККТ (или БСО утвержденной формы). Также под сомнением может оказаться право называться ломбардом и право реализо-вывать невостребованные залоги на основании исполнительной надписи нотариуса (ст. 358 ГК РФ), а не в общем порядке — по решению суда (ст. 349 ГК РФ).

Подавляющая часть цивилизованных ломбардов России предпочитает применять БСО формы, утвержденной Минфином РФ (в настоящее время действует форма БО-7).

Несмотря на то что эта форма устарела уже в момент утверждения (1995 год), с помощью так называемых приложений ее удалось сделать не только работоспособной, но и даже адаптировать (правда, с неудобствами и перегрузкой бланка) к компьютерному заполнению.

Именно для этих ломбардов особенно важно было, чтобы новые БСО утвердили до начала 2007 года, иначе все без исключения ломбарды были бы вынуждены с 01.01.2007 применять ККТ.

Поэтому «Лига ломбардов» направила в Минфин РФ обращение с просьбой утвердить разработанные бланки с приложениями в соответствии с требованиями Положения.

Форма БСО утверждена Приказом Минфина РФ от 31.01.2006 № 20. Ломбардам дано время для перехода на новый БСО. Старые формы не подлежат применению без ККТ с 01.06.2006. Это значит, что если у ломбарда напечатано большое количество старых БСО (по форме БО-7), то ему необходимо с 01.06.2006 либо доработать их, используя ККТ, либо списать и перейти на новые формы.

Новая форма БСО «Залоговый билет»

Утвержденная форма «Залогового билета» отличается от предыдущей. Принципиальные отличия состоят в следующем:

— в отличие от БО-7, предназначенной для работы вручную, новая форма БСО ориентирована на компьютерное заполнение, хотя сохранена и возможность ручной работы;

— наряду с реквизитами, определяемыми нормативными документами, впервые в БСО предусмотрены дополнительные (прочие) реквизиты, которые ломбард устанавливает сам, в зависимости от сложившихся правил работы;

— в связи с тем что в современных ломбардах штат персонала невелик, не установлено обязательное разрывание бланка на части (для передачи их между работниками), однако такая возможность сохранена.

Расшифруем эти отличия, предварительно отметив изменения, внесенные в соответствии с Положением и другими действующими нормами.

Новой формой предусмотрено указание ИНН организации, код формы по ОКУД (требование Минфина РФ), дата рождения залогодателя (требование Минюста РФ для возможного совершения исполнительной надписи нотариуса), расширены реквизиты места жительства (требование Положения). Вместо жестких указаний должностей лиц, ответственных за принятие залога, — «товаровед», «контролер», «кладовщик» (как в БО-7) — предусмотрено самостоятельное определение ломбардом наименования должностей этих лиц.

Кроме того, теперь ломбарды самостоятельно определяют количество экземпляров (копий) бланка, размер бланка и количество строк в реквизитах. Предусмотрено согласие залогодателя не только с описанием и оценкой имущества, но и со всеми другими условиями договора.

В разделе, относящемся к получению имущества, теперь предусмотрена возможность поставить подпись не только залогодателя, но и победителя торгов невостребованным имуществом, в результате которых право собственности (выкупа из ломбарда) перешло от залогодателя к другому лицу.

Получатель имущества будет подтверждать своей подписью отсутствие претензий, что поможет защитить ломбарды от недобросовестных клиентов. Предусмотрено также указание в БСО сведений об изготовителе бланков, тираже и проставление печати (штампа) (требование Положения).

Наибольшая свобода в конструировании данных БСО самим ломбардом дана в правой части бланка. Здесь в разделе «Цена услуг» будет указываться не только стоимость услуг по предоставлению кредита (ломбард сам определяет, устанавливать ее в виде процентной ставки или в виде конкретной денежной суммы и за какой период ее указать), но и стоимость прочих услуг ломбарда. Номенклатуру этих услуг (например, перезалог, частичное погашение задолженности, выдача дубликата и прочее), а также цены на них ломбард определяет тоже самостоятельно.

Появился новый раздел «Прочие условия договора», в котором по усмотрению ломбарда будет информация, которую ломбард считает необходимым согласовать с клиентом (например, начальная продажная цена на торгах) или которую нужно знать клиенту (например, санкции за несоблюдение сроков выполнения обязательств).

Раздел «Оплата оказанных услуг» должен содержать реквизиты, аналогичные указанным в разделе «Цена услуг». В случае оказания услуг, облагаемых НДС, предусмотрено выделение суммы НДС.

Технология применения нового бланка

Концепция применения бланка также отличается от традиционной (хотя не исключает и ее использования). Разработчики БСО формы «Залоговый билет» рекомендуют, к примеру, следующий порядок работы.

• БСО оформляются в двух идентичных экземплярах, один передается залогодателю, другой хранится в ломбарде вместе с залогом. Для бухгалтерского учета на основе данных БСО создаются сводные (вторичные) документы на бумажном или машинном носителе. (В случае отсутствия автоматизированного компьютерного учета возможно оформление БСО в трех экземплярах для использования третьего экземпляра бухгалтером.)

• При принятии залога в ломбард заполняется левая часть бланка (за исключением раздела о получении имущества) и раздел «Цена услуг» в правой части. После подписания залогодателем обоих экземпляров БСО представитель ломбарда передает ему сумму кредита в обмен на экземпляр БСО, который хранится вместе с предметом залога.

• При выкупе имущества залогодателем последний предъявляет свой экземпляр БСО представителю ломбарда, который производит расчет оплаты, и заполняет раздел БСО «Оплата оказанных услуг», получает от залогодателя денежные средства, называет их сумму и помещает их на виду у залогодателя. Потом он называет сумму сдачи и выдает ее залогодателю вместе с бланком. На этом денежные расчеты заканчиваются. Выкупленный залог залогодатель получает (обычно сразу же после завершения денежных расчетов) в обмен на бланк с подписью залогодателя в получении имущества. При этом клиенту может быть выдан документ, подтверждающий его взаимоотношения с ломбардом (например, ксерокопия полностью заполненного БСО). Другой возможный вариант: экземпляр БСО после получения имущества залогодателем возвращается к нему с отметкой ломбарда о прекращении договора о залоге.

• При перезалоге или частичном погашении задолженности залогодатель предъявляет свой экземпляр БСО, в котором представитель ломбарда производит расчет и заполняет раздел «Оплата оказанных услуг», после чего оформляет новый БСО (так как фактически заключен новый договор), в который переносит реквизиты прежнего, с изменением даты залога и срока выкупа, даты окончания льготного срока (если она предусмотрена в разделе «Прочие условия договора») и суммы кредита (в случае ее частичного погашения непогашенного остатка). Получает от залогодателя денежные средства, называет их сумму, сдачу и выдает сдачу залогодателю вместе с экземплярами нового БСО (на которых залогодатель расписывается), забирает один экземпляр БСО и хранит его вместе с залогом взамен первоначального БСО. Дальнейший учет производится по номеру нового БСО.

При выкупе имущества победителем торгов последний по предъявлении протокола о результатах торгов получает экземпляр залогового билета, на котором в разделе «Оплата оказанных услуг» ставится отметка о продаже с торгов. Остальные действия практически тождественны случаю выкупа имущества залогодателем.

В связи с тем что согласно Положению исправления в БСО не допускаются, при необходимости внесения исправлений исходный комплект (все экземпляры) БСО аннулируется и заполняется (полностью или частично) новый комплект БСО. Дальнейший учет залога ведется по новому номеру БСО. Аннулированные БСО хранятся в общем порядке и учитываются отдельной строкой.

В целях сокращения объема хранения использованных залоговых билетов (в течение пяти лет) хранится только один экземпляр БСО, включая аннулированные бланки. Вторые экземпляры уничтожаются с составлением соответствующих актов и отчетов с периодичностью, определяемой ломбардом (обычно один раз в месяц или квартал).

Описанное выше является не только теоретическими соображениями, но и фактически уже внедренной многими ломбардами и отработанной на бланках старой формы БО-7 технологией. Доработке подверглись лишь те аспекты работы с БСО, которые связаны с утверждением новой формы. Причем изменения, обусловленные требованиями Положения, а не новой формой БСО, были реализованы на практике еще в 2005 году.

Заказываем БСО в любой типографии

С момента утверждения новых форм БСО Минфином РФ они являются официальным документом и соответственно не могут быть объектом авторского права. Следовательно, никто не может запрещать или разрешать их изготовление и использование. Поэтому любая попытка монополизировать изготовление БСО (информация о таких фактах, увы, уже есть) является незаконной.

Ломбард вправе заказать БСО «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция» в любой легальной типографии и использовать их при условии выполнения требований Положения (в том числе соблюдения нормы о нумерации изготовителем бланков и порядка приемки изготовленных бланков).

Учет БСО

В соответствии с требованиями Положения БСО принимаются на учет в день их получения из типографии. Приемку осуществляет ответственное лицо в присутствии специально созданной для этого комиссии. Принятые бланки учитываются на забалансовом счете 006 и списываются по мере использования на основе отчета (акта) об использовании залоговых билетов.

Требования обязательной регистрации (постановки на учет) БСО в каких-либо государственных или иных органах не предусмотрены законодательством, а значит, незаконны. Тем более незаконно взимание платы с ломбарда за операцию по регистрации (постановке на учет) БСО. В этих случаях у ломбарда есть все основания для обжалования указанных действий в прокуратуру и суд.