1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1527

Компенсации военнослужащим

В последнее время положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гарантирующие выплату денежной компенсации лицам, не обеспеченным жильем, правоприменители ставили в зависимость от даты увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 г.). Постановлением КС РФ от 03.02.2010 № 3-П такое толкование нормы признано неконституционным.

В абзаце 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76-ФЗ) сказано, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 г., им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Такая формулировка нормы позволяла делать вывод, что указанную компенсацию могут получить только военнослужащие, которые успели до 2005 г. уволиться и встать на учет как нуждающиеся в жилье.

Как быть военнослужащим, вставшим на учет до 2005 г., но уволенным в запас после 1 января 2005 г.? Именно этот вопрос стал поводом для обращения бывшего военнослужащего в КС РФ.

Военнослужащий встал на учет для улучшения жилищных условий в 2000 г., а в 2007-м уволился со службы. С 2000 г. он с семьей проживает в съемной квартире. До увольнения военнослужащий ежемесячно получал денежную компенсацию за аренду жилья. После увольнения Военный комиссариат отказал в выплате компенсации, поскольку заявитель был уволен после 1 января 2005 г.

Бывший военнослужащий обратился в суд и, дойдя до судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики, получил решение, лишающее его права на компенсацию. Решение было мотивировано тем, что бывший военнослужащий должен не только встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 2005 г., но и уволиться с военной службы до наступления этой даты.

Заявитель полагал, что подобное толкование оспариваемого законоположения ставит в неравное положение военнослужащих, уволенных в запас до и после 1 января 2005 г., и тем самым нарушает конституционное право гражданина на жилище.

Военная служба — особый вид государственной службы, целью которой является обеспечение обороны страны и безопасности государства и которая нередко сопряжена с опасностью для жизни и здоровья военнослужащих. Такая специфика военной службы выделяет военнослужащих в отдельную категорию граждан, требующую дополнительных мер социальной защиты, в том числе в жилищной сфере. Формы, источники и порядок обеспечения жильем устанавливаются федеральным законодателем.

С принятием Закона № 76-ФЗ государство предоставило гражданам, уволенным с военной службы, социальные гарантии за счет средств федерального бюджета в виде ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья на период до обеспечения жилыми помещениями в соответствии со ст. 15 Закона № 76-ФЗ. Такой вид социальной поддержки носит временный характер и представляет собой возмещение расходов, которые указанные граждане несут в связи с арендой жилого помещения до получения жилья.

Главные судьи страны отметили, что порядок выплаты компенсации за наем жилья, предусмотренный абз. 2 п. 14 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 г. и уволенными (подлежащими увольнению) с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 г. Иное толкование недопустимо, так как ставит права на получение компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет до 1 января 2005 г., исключительно в зависимость от даты увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 г.).