1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 792

Кадры отрасли

Завершила свою работу ежегодная конференция «IT-SUMMIT`2006: Встреча лидеров индустрии», которая традиционно проводится в Санкт-Петербурге. Организатор саммита — Ассоциация АП КИТ, представляющая интересы отечественного и зарубежного информационно-технологического бизнеса, работающего в России. Цель конференции — подвести итоги года, обсудить проблемы и тенденции развития ИТ-бизнеса в России, создания условий для роста внутреннего рынка и экспансии на внешние рынки.

Много внимания участники конференции уделили кадровым проблемам отрасли. В этом году их рассматривали через призму образования. Основной вывод обсуждения сводится к тому, что необходимо увеличить количество учащихся и абитуриентов, готовых к восприятию необходимого уровня информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и осознанному применению их в профессиональной деятельности. Решить эту задачу поможет создание электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).

По мнению Сергея Мацоцкого (компания IBS), пора перестать жаловаться, что все плохо, а сообща делать конкретное дело. Создание инфраструктуры, подключение школ к Интернету будут в основном осуществлены в рамках национального проекта «Образование». Главная задача — разработать современные модульные интерактивные ЭОР НП, поднять уровень использования ИКТ и создать новый рынок для ИТ-компаний. Важно не упустить шанс — стартовое государственное финансирование есть, политическая воля тоже. Надо постараться, например, методами пропаганды сделать так, чтобы учителя и ученики начали активно пользоваться новыми технологиями. В вузах и среднем специальном образовании необходимо привести то, чему учат, в соответствие с потребностями рынка. Это понятная и конкретная работа, надо только сообща ее сделать и постараться повлиять на вузы и Минобрнауки для ее скорейшего внедрения.

По оценкам экспертов, с 2000 по 2005 год по различным программам повышения квалификации в области использования ИКТ на базе федеральных и региональных структур повышения квалификации, а также в рамках различных негосударственных проектов прошли обучение свыше 950-000 человек. В отдельных регионах этот показатель составляет свыше 75%. Можно говорить о том, что большая часть работников российской системы образования уже владеет начальной компьютерной грамотностью. Однако свыше 90% педагогических кадров испытывают высокую потребность в дальнейшем повышении своей квалификации в области ИКТ, в первую очередь в направлении максимально эффективного и педагогически осознанного их применения в образовательной деятельности.

Эмиль Котляр (Группа компаний ИНЭК) убежден, что в дополнение к проведенным работам необходимо развернуть систему повышения квалификации педагогических кадров в условиях использования ЭОР НП. Для этого нужно переориентировать курсы повышения квалификации с начальной компьютерной подготовки специалистов на педагогически осознанное применение ИКТ в образовательной деятельности.

Основу программы должны составлять модули, направленные на активное использование ЭОР НП в учебном процессе, а также модули ИКТ-компетентности, обеспечивающие наивысшую эффективность профессиональной деятельности педагогов. К апробации комплекса ЭОР НП следует привлекать представителей педагогического сообщества.

Для этого представляется правильным:

  • развернуть сеть апробационных площадок на базе существующих региональных центров повышения квалификации в области ИКТ;
  • провести на них апробацию всех элементов системы ЭОР НП;
  • выработать рекомендации по доработке и дополнению системы ЭОР НП в соответствии с мнением региональных экспертов;
  • провести дополнительное обучение персонала разворачиваемой сети;
  • обеспечить мониторинг качества деятельности сети апробационных и опорных площадок.


По прогнозам, эффект от реализации программы весьма ощутим. Разработка технологических и контентных средств ЭОР НП с участием специалистов в области переподготовки педагогических кадров, а также создание сети апробационных и опорных площадок позволят повысить эффективность и востребованность программ обучения не менее чем на 30–40%.

В свою очередь, разработка новых методик и программ повышения квалификации по использованию ЭОР НП, а также ежегодная подготовка свыше 4000 тьюторов и более 20 000 педагогов по программам педагогически осознанного применения ИКТ в системе-образования позволят обеспечить качественно новый уровень обучения от 250-000 до 350 000 учеников. А это, в свою очередь, даст увеличение на 40—60% количества абитуриентов, готовых к восприятию необходимого уровня ИКТ и осознанному применению их в профессиональной деятельности.