Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н (с комментарием)

| статьи | печать

В соответствии с приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, которым утверждены новая форма налоговой декларации по НДС и Порядок ее заполнения, отчитываться по утвержденным формам налоговой декларации налогоплательщики должны были уже за IV квартал 2009 г. Предельный срок подачи отчетности — 20 января 2010 г.

Тем не менее по общему правилу вступления в силу нормативных актов (Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763) акты, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Приказ Минфина России, о котором идет речь, «Российская газета» обещала опубликовать лишь 20 января. Таким образом, до его официального опубликования налогоплательщики имели право сдавать отчетность за IV квартал 2009 г. по старой форме. Напомним, что она утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н.

Эту позицию поддержал и Минфин России. В письме от 13.01.2010 № 03-07-15/01, адресованном ФНС России, ведомство указало, что налоговым органам не следует отказывать в принятии деклараций по старым формам, если они поданы до официального опубликования новых форм.

Подавать декларацию по НДС за отчетные периоды 2010 г. все налогоплательщики будут по новой форме. Она приобрела унифицированный вид, а ее содержание актуализировано в соответствии с действующей редакцией главы 21 НК РФ. Корректировка декларации по НДС связана с тем, что за последние два года в эту главу Кодекса внесено множество важных изменений, которые до сих пор не были отражены в декларации. Рассмотрим основные отличия новой декларации.

СОСТАВ ДЕКЛАРАЦИИ

Декларация состоит из титульного листа и семи разделов (в ранее действующей декларации их было девять):

— 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;

— 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;

— 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2—4 ст. 164 НК РФ». К этому разделу предусмотрено два приложения: № 1 «Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за отчетный год и предыдущие отчетные годы» и № 2 «Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)»;

— 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена»;

— 5 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;

— 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена»;

— 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

Как и прежде, титульный лист и раздел 1 представляют все налогоплательщики.

Кроме того, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС только титульный лист и раздел 1 представляют организации и предприниматели:

  • применяющие спецрежимы (ЕНВД, ЕСХН, УСН);
  • освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ;
  • являющиеся плательщиками НДС при осуществлении операций, не облагаемых налогом в соответствии с п. 1—3 ст. 149 НК РФ, или видов деятельности, облагаемых ЕНВД, при отсутствии иных операций.

Остальные разделы заполняются и представляются налогоплательщиками при осуществлении соответствующих операций.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Изменения в титульном листе носят чисто технический характер и связаны с унификацией форм деклараций. Так, показатель «Вид документа» переименован в «Номер корректировки». При подаче первичной декларации за отчетный период в этом поле ставится 0, уточненные декларации нумеруются начиная с 1.

Показатель «Налоговый период (код)» заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении к порядку заполнения декларации. С 2008 г. для всех плательщиков НДС установлен единый налоговый период — квартал. При подаче отчетности за I квартал ставится код 21, II — 22, III — 23 и за IV — 24. Приложение также предусматривает специальные коды при сдаче декларации в случае ликвидации (кварталам соответствуют коды 51, 54—56). В приложении «Коды налогового периода» указаны также коды для периодов — месяцев. Как нам пояснили в Минфине России, для заполнения декларации по НДС они не нужны. Дело в том, что перечень кодов унифицирован и во всех декларациях одинаков.

Налогоплательщикам больше не придется указывать в декларации наименование налогового органа, в который представляется декларация. Вместо этого ставится лишь код инспекции, а в показателе «По месту нахождения (учета)» — код 400. Это означает, что декларация представляется по месту постановки на учет налогоплательщика.

Код по ОКВЭД теперь указывается только на титульном листе.

Раздел титульного листа, где отражаются сведения о лицах, удостоверяющих информацию, особых изменений не претерпел. Подписывать декларацию может либо руководитель организации (индивидуальный предприниматель), либо уполномоченный представитель (физическое или юридическое лицо).

ИНН и КПП налогоплательщика проставляются в начале каждого листа декларации.

РАЗДЕЛ 1

В разделе 1, как и раньше, отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика. В новой форме отдельная строка предназначена для сумм налога, исчисленных к уплате в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ. Речь идет о случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

По строке 040 приводится сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ, а по строке 050 — сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ и подлежащая зачету или возврату из бюджета. Эти строки налогоплательщики заполняют после того, как заполнят другие разделы. При отсутствии показателей для раздела 1 в строках указанного раздела ставятся прочерки. Например, при заполнении раздела 1 ставятся прочерки, если налогоплательщик осуществлял в налоговом периоде только операции:

  • не подлежащие налогообложению;
  • не признаваемые объектом налогообложения;
  • по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.

Кроме того, в разделе 1 ставят прочерки налогоплательщики, получавшие оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, и налоговые агенты, если в налоговом периоде они осуществляли только операции, не подлежащие налогообложению, и операции, предусмотренные в ст. 161 НК РФ.

РАЗДЕЛ 2

В этом разделе отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента. Порядок заполнения раздела практически не изменился. Из него убрали лишь строки «Порядковый номер раздела 2», «КПП налогоплательщика-продавца» и «Код по ОКВЭД».

РАЗДЕЛ 3

В разделе 3 рассчитываются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам 10 и 18%, а также по операциям, при которых ставка определяется расчетным методом (18/118 и 10/110). Теперь он состоит из одного листа. Перечень строк в разделе значительно сокращен. Это связано с новыми правилами налогообложения ряда операций, которые начали действовать с 2009 г.

По строкам 010—040 отражается реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Причем больше нет необходимости отдельно указывать сумму реализации при погашении дебиторской задолженности и реализации товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых свыше шести месяцев.

Реализация предприятия в целом как имущественного комплекса показывается теперь по строке 050.

Отдельная строка 060 предусмотрена для налоговой базы и суммы НДС, исчисленной по ставке 18% при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав проставляются в строке 070.

По строке 080 приводятся суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), увеличивающие налоговую базу согласно ст. 162 Кодекса, и суммы налога по соответствующей налоговой ставке.

Для сумм налога, подлежащих восстановлению, предусмотрено три строки. В строке 090 проставляется общая сумма налога, подлежащая восстановлению. Отдельно отражаются суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по ставке 0% (строка 100). Кроме того, в специальной строке (110) фиксируются суммы налога, подлежащие восстановлению в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Обязанность восстанавливать данные суммы введена с 2009 г. и связана с возможностью принимать к вычету суммы НДС с перечисленных продавцу авансов (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога, отражается по строке 120.

Строки 130—210 предназначены для информации о налоговых вычетах. С 2009 г. отменена обязанность перечислять НДС отдельно платежкой при неденежной оплате. В связи с этим налогоплательщику больше не придется отдельной строкой указывать предъявленную и уплаченную им сумму налога на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Эти суммы отражаются в строке 130 в общей сумме налога, предъявленной налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащей вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ. Кроме того, в данной строке указываются суммы НДС, подлежащие вычету в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ. Речь идет о случаях возврата товара или отказа от сделки (в старой декларации эти суммы фиксировались в отдельной строке). Суммы налога, предъявленные подрядными организациями, а также заказчиками-застройщиками по выполненным работам при проведении капитального строительства, дополнительно нужно отражать в строке 140.

Отдельная строка 150 предусмотрена для налоговых вычетов по суммам налога, предъявленным налогоплательщику-покупателю при перечислении авансов.

Сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и подлежащая вычету, вписывается в строку 160. Напомним, что с 2009 г. вычет по названным операциям производится на момент определения налоговой базы, то есть на последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ), а не по мере уплаты налога в бюджет.

По строке 170 отражается общая сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Суммы, уплаченные таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, записываются по строке 180, а налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь — по строке 190.

Сумма налога, исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), проставляется в строке 200, а сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя — налогового агента, подлежащая вычету, — в строке 210.

Общая сумма НДС, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 130, 150—170, 200, 210), приводится в строке 220.

Далее ставятся итоговая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 3 (строка 230), и итоговая сумма НДС, исчисленная к уменьшению по данному разделу (строка 240).

В разделе 3 имеется два приложения. В приложении 1 отражается сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за отчетный год и предыдущие отчетные годы (в прежней декларации этот лист был приложением к декларации). Оно составляется один раз в год и представляется вместе с декларацией за IV квартал. Принципиальных корректировок нет, изменилась лишь его форма.

Приложение 2 предназначено для заполнения налогоплательщиком — отделением иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, уполномоченным данной иностранной организацией представлять декларацию и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации отделений этой иностранной организации. В нем также произошли лишь технические изменения.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО НУЛЕВОЙ СТАВКЕ

Для налогоплательщиков, совершающих операции, облагаемые по ставке НДС 0%, выделены 4—6-й разделы. В разделе 4 рассчитывается сумма налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена. Суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена), рассчитываются в разделе 5. Речь идет о случаях, когда право на вычет сумм налога, отраженных в декларациях прошедших налоговых периодов, возникает в квартале заполнения декларации. В разделе 6 отражаются суммы налога по операциям, обоснованность применения нулевой ставки по которым документально не подтверждена.

Изменения в данных разделах незначительны. Они дополнены новым кодом 1010419, по которому будет отражаться реализация работ (услуг), поименованных в ст. 4 Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007.

РАЗДЕЛ 7

Налогоплательщики, осуществляющие операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и не признаваемые объектом налогообложения, реализацию товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, а также перечисляющие суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, помимо титульного листа и раздела 1 (с прочерками) представляют раздел 7.

Налоговые агенты, осуществляющие операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и операции, перечисленные в ст. 161 НК РФ, также представляют раздел 7 вместе с титульным листом, разделом 1 (с прочерками) и разделом 2.